СюжетыОбщество

Камень, медь и огонь

В «Музее Москвы» открылась первая выставка артефактов «Тверская, и не только»

Этот материал вышел в номере № 70 от 1 июля 2016
Читать

На открытии археологи впервые показали уникальные артефакты, обнаруженные во время работ по благоустройству центра в рамках программы «Моя улица». Теперь посетители музея смогут посмотреть на клад XVIII века, инструмент, помогавший чеканить фальшивые монеты, — маточник, позднесредневековые надгробия и многое другое.

«У жителей и гостей столицы есть возможность увидеть предметы, веками скрывавшиеся в культурном слое города. Мы покажем самые яркие и интересные находки, после чего вернем их специалистам для дальнейшего изучения и реставрации. В будущем все эти объекты будут переданы на хранение в Музей Москвы, и мы постараемся как можно чаще включать их в экспозиции», — сказала Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы.

На выставке представлено больше тридцати редких предметов, найденных в раскопках на Тверской, Большой Полянке, Остоженке, в Вознесенском переулке, на Страстном и Петровском бульварах. Например, маточник XVII века, из которого делали штемпели для производства монет, нашли среди бревен Тверской. Ученые-нумизматы уверены — это инструмент фальшивомонетчика, так как маркировка найденного не относится к основным изученным государственным штемпелям. Предполагают, что человек, использовавший этот маточник, узнал о предстоящем аресте за изготовление фальшивых денег и решил незаметно избавиться от предмета, выкинув его на мостовую. В дальнейшем он был затоптан и остался среди бревен.

«Я надеюсь, что находка этого предмета поможет существенно продвинуть наше понимание истории денег. Возможно, нумизматы найдут фальшивые деньги, которые были отчеканены с образца именно этого маточника. Тогда мы поймем, насколько широко было распространение этих денег и как долго предмет использовался фальшивомонетчиком», — объяснил «Новой» Леонид Кондрашов, главный археолог Москвы.

В Вознесенском переулке в спекшемся от огня комке обнаружили клад медных монет XVII века. После экспертизы выяснилось: самая ранняя датирована 1731 годом, самая поздняя — 1759-м, а это значит, что монеты пережили вторжение Наполеона и пожары Москвы. Клад составляют 90 монет, его сумма равна 69 копеек 1 денга, поэтому археологи предполагают, что его владельцем мог быть простой горожанин.

Еще одна интересная находка — белокаменные надгробия с эпитафиями на немецком языке, обнаруженные в районе Мытной улицы. На одной из плит дата 1635 год, на другой — 1653-й. Эти даты опровергают факт закрытия иноверческого кладбища в начале XVII века. Оказалось, оно существовало гораздо дольше, чем считали историки. По словам Леонида Кондрашова, плиты были в очень плохом состоянии, а одна из них — разбита на кусочки. «Мы попросили реставраторов их склеить, — отмечает Кондрашов, — эту работу проделали студенты 26-го колледжа под руководством опытных специалистов. Сумели восстановить даже надписи».

За два года раскопок археологами найдено более 1000 артефактов. Среди них не только предметы повседневного быта, но и своды, фундаменты, стены зданий.

Владимир Пирогов, заместитель начальника Управления по сохранению объектов археологического Мосгорнаследия, рассказал «Новой» об одном из самых обсуждаемых артефактов Москвы — стене Белого города в начале Покровского бульвара: «Перед тем как строить подземный гараж, который там планировался, было произведено тщательное историко-культурное исследование, которое основывалось на разных исторических планах. Как оказалось, эти планы были привязаны неточно. Трасса прохождения стены «плавала» на месте постройки. Например, по плану Мичурина 1739 года она проходила в одном месте, а по плану Горихвостова 1768 года — восточнее. Поэтому нельзя было точно поймать кладку на стадии проектирования подземной парковки. Она выявилась только тогда, когда ее вскрыли. А прежде чем строить гараж, возникла необходимость установить металлические сваи, чтобы не обваливался котлован. Когда подняли грунт, обнаружилось, что стена проходит в том месте, в котором уже установлены сваи». По словам Владимира Пирогова, стены Белого города были разобраны в конце XVIII века по указу Екатерины Великой из-за ветхости, а камень пошел на строительство другого сооружения — тем ценней находка.

Принято решение музеефицировать стену Белого города. Но как будет проходить этот процесс и кто осуществит музеефикацию — пока окончательно не решено. Белый город уже несколько веков терпеливо ждет своего часа.

Анна Сомова,специально для «Новой газеты»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow