РепортажиОбщество

Коротищи берут столицу в кольцо

Хаотичная застройка Подмосковья ведет регион к коллапсу

Этот материал вышел в номере № 70 от 1 июля 2016
Читать
Коротищи берут столицу в кольцо
Фото: Дмитрий Ребров / «Новая газета»
Коротищи — неформальное название агломерации подмосковных городов Королева и Мытищ — с населением в 750 тысяч она вошла бы в двадцатку крупнейших городов России. Строительство дешевого коммерческого жилья привело к тому, что два эти города и прилегающие к ним поселки фактически слились в единый «город наизнанку», где многоквартирное жилье строится вдоль крупных транспортных  магистралей, исторические центры стагнируют, а инфраструктура заметно отстает от темпов жилищного строительства. С 2001 года в Московской области было возведено около 20 млн кв. метров жилья. Если девелоперы воспользуются уже выданными им разрешениями на строительство еще почти 90 млн кв. метров, ближнее Подмосковье превратится в гигантское гетто, возведенное вокруг столицы.

Московская агломерация давно задыхается от бесконечного уплотнения. Строительный бум начался после кризиса 1998-го, когда ставка в Подмосковье была сделана не на промышленное развитие, а на девелоперский бизнес: возведение бетонных коробок стало ведущей отраслью «реального сектора» и важным источником доходов для области. Поскольку многие жилые комплексы возводились «стихийно», а нагрузка на инфраструктуру не просчитывалась, многие когда-то уютные и тихие подмосковные города сегодня превратились в настоящее гетто. Каменные джунгли с минимумом удобств, приют для жертв ежедневной маятниковой миграции: в отсутствие другой индустрии, кроме строительной, на местах практически нет не только парковочных мест, но и вакансий. Единственный способ найти работу — сесть на электричку до Москвы. Или в автомобиль, если удастся прорваться через многочасовые пробки.

Город, которого нет

«Мой любимый пример — это Коротищи, почти сплошная сеть жилых кварталов, конгломерат, протянувшийся от Королева и Мытищ до Пушкино», — рассказывает архитектор, член правления Некоммерческого партнерства «Объединение разработчиков градостроительной документации» Александр Антонов. Он объясняет, что когда на месте вполне компактных поселений возникает город такого размера, который никто не проектирует системно, это чревато серьезными последствиями с точки зрения условий жизни в нем. По словам экспертов, Коротищи недостаточно обеспечены зелеными зонами. То же касается медицинских, образовательных учреждений. Фактически один из крупнейших городов России просто не обозначен официально на карте.

Все дороги ведут в Москву

«Жуткая боль, я еле дополз до телефона, но «скорая» приехала только через три часа. За это время моя девушка успела добраться сюда из Москвы на электричке и привезти хоть какие-то лекарства», — рассказывает Даниил Митрофанов, 35-летний инженер из Мытищ. Год назад у него случился приступ язвы желудка. От типовой девятиэтажки, в которой живет Даниил, до станции «Скорой помощи» ровно двадцать минут пешком. Чтобы преодолеть это расстояние на автомобиле, необходимо перемахнуть через железнодорожный мост, вечная пробка на котором делает районы города по ту сторону полотна труднодоступными для транспорта. Кроме того, на подстанции «Скорой помощи» просто не хватает машин, признаются ее сотркдники, чтобы обслужить растущие потребности. Налево от моста гряда свежих многоэтажек. Поодаль строится еще один жилой комплекс.

«Это единое градостроительное образование, и думать о его развитии надо как о единой структуре. А не как о наборе несвязанных муниципальных образований. Простой вопрос: как можно попасть из Королева в Ивантеевку? Только выехав на Ярославку, которая вообще-то работает на транзит Москва — Ярославль, — констатирует Антонов. Единой транспортной сети, которая была бы «заточена» под сам город, в Коротищах не существует.

«Много ли есть маршрутов общественного транспорта, соединяющих разные части Коротищ? — задает он риторический вопрос. И сам же отвечает: — Нет, все направлено в Москву».

«Вы знаете, что Брюссель — это множество муниципалитетов, и население собственно Брюсселя составляет около 140 тыс. человек. Но тем не менее развивается это образование как единый город. Вот Коротищи — это такой заброшенный Брюссель в Мособласти», — подводит итог Антонов. Впрочем, автомобильная и инфраструктурная проблема касается практически всех подмосковных городов, прилегающих к столице.

Непроходимый двор

Бесконечный ковер цветастых крыш легковых автомобилей тянется от подъезда через чахлый палисадник до самой трассы, за которой картина повторяется до мелочей — улица по обеим сторонам уставлена плотным кольцом машин. Незанятыми остаются разве что детские площадки, чернеющие свежим асфальтом. В пяти минутах от этих химкинских новостроек — знаменитая МЕГА, где около полугода простояли дальнобойщики. Но местный автомобильный затор не имеет отношения к «Платону». «К нам даже рейсовый автобус отказались пускать, потому что ему просто негде остановиться», — местный активист Сергей Дворянов переехал в подмосковные Химки совсем недавно, продав однокомнатную квартиру на юге столицы. Тут у него трехкомнатные апартаменты. Пришлось, правда, доплачивать, только вот реальной ценой за лишние квадратные метры оказались совсем не 700 тысяч рублей сверху, а жизнь внутри настоящей инфраструктурной катастрофы.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Утром мусорная машина проехать не может, ей просто негде протиснуться. Добраться из Москвы еще кое-как получается на маршрутке через МКАД, но до центра Химок сообщения нет, — возмущается активист. — На месте подземных стоянок, указанных в утвержденном еще пять лет назад градостроительном плане, теперь выросли дополнительные высотки, мест в школах не хватает, поликлиника — старая, там просто нет необходимых мощностей, а застройщик все роет котлованы под новые жилые корпуса».

Проект планировки 6, 7 и 8-го микрорайонов Новокуркино, который строители — ГК «ПИК» — до сих пор изображают на красочных буклетах, как оказалось, власти просто не учитывали при выдаче разрешительных документов, поскольку эта бумага не входит в обязательный набор документов, рассматриваемый градостроительной комиссией.

В итоге строители заработали с продажи квартир, а вот жильцы оказались в ловушке. Выбор у них простой: жить в каменном мешке без элементарных условий, либо продавать квартиру ниже себестоимости и терять деньги. Купить жилье с видом на вечную проб­ку — желающих найдется немного. Третий путь — митинги, обращения в прокуратуру и суд. Тяжбы по некоторым объектам удалось довести до Верховного суда, но надежды на правосудие мало. От митингов не больше проку. Государственные каналы почти не обращают на них внимания, равно как не замечали и дальнобойщиков, которых активисты посещали зимой. Теперь, когда фуры разъехались, бороться приходится в одиночку. В ГК «ПИК» просьбу «Новой» прокомментировать сложившуюся ситуацию проигнорировали.

Новостройки вместо парковок и школ

Ситуация с химкинским микрорайоном типичная для региона. На общественных слушаниях в 2010 году (стенограмма имеется в распоряжении редакции) ГК «ПИК» обещала построить сразу несколько детских садов на 745 мест, школы на 1925 учеников, поликлинику, но главное — стоянки. Большинство жителей Химок работают в Москве, и ездить туда приходится каждое утро. Сегодня минтранс Московской области констатирует: по состоянию на март 2016 года вместо запланированных 7000 машиномест застройщиком обеспечено только 700.

Проект планировки злосчастного района утвердили в ноябре 2011 года. Но с ростом аппетитов застройщика параметры проекта неожиданно изменились. Постановление от 5 августа 2015 года за подписью руководителя городской администрации гласит: «Изменить вид разрешенного использования… «для размещения подземных или многоэтажных гаражей» на «многоэтажная жилая застройка». Сделать это предлагается, принимая во внимание решение Градостроительной комиссии и Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), датированное августом 2015 года. Только вот Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), который, как правило, выдается на основании того самого ПЗЗ, датирован 31 декабря 2014 года.

«Если по закону сначала разрабатываются Генеральный план и ПЗЗ, а потом на их основании с соблюдением всех прописанных там нормативов формируется ГПЗУ и выдается разрешение на строительство, в Московской области повсеместно ГПЗУ выдаются решением Градостроительного совета, в нарушение всех норм по плотности и нагрузке на инфраструктуру, по­скольку Генеральный план и ПЗЗ правительство области до сих пор не удосужилось принять», говорит Алексей Дмитриев, активист «Народной палаты Подмосковья». По его мнению, принятие важных документов специально затягивается чиновниками, чтоб дать застройщикам легализовать свои планы. Такое безответственное строительство уже поставило область на грань катастрофы.

Гетто для специалистов

В начале июня в столичном офисе партии «Яблокo» состоялся круглый стол «Будущее Московской области — развитая агломерация или «гетто» для рабочей силы Москвы?» В нем приняли участие и Антонов, и Дмитриев, равно как еще десяток активистов и урбанистов, пришедших поделиться своими прогнозами. Основных «рецептов» прозвучало несколько: ввести мораторий на строительство, сделать процедуру согласования более прозрачной и создать на базе еще не уничтоженных подмосковных исторических городов дальнего Подмосковья, вроде Коломны, альтернативный центр притяжения, чтобы разгрузить уже переполненные «буферные» поселения.

Однако, по словам Ильдара Фасеева, зампреда Московского областного отделения партии «Яблокo» и члена Европейского клуба экспертов местного самоуправления, проблема системная, и решить ее силами одного региона не получится. Причина — в сверхцентрализации ресурсов в столице. Которая ведет к отставанию в развитии периферийных регионов страны, вынуждая перспективных и амбициозных специалистов покидать родные края в поисках лучшей доли и перебираться в Первопрестольную, уже неспособную вместить всех желающих.

Те, кто не нашел себе места в Москве, покупают квадратные метры здесь, за МКАД. Создавая лишнюю нагрузку на инфраструктуру и порождая спрос, за которым, собственно, и следует предложение. Архитектор Александр Антонов, впрочем, настроен еще более пессимистично. «Да, сегодня есть коррупция, да, как минимум очередные 15 млн кв. метров будут построены, но все было испорчено уже в 2002–2005 годах, бороться с возведением новых кварталов поздно», — считает эксперт. Коллапс случился 10 лет назад, просто тогда его никто не заметил. А теперь жители области лишь пожинают его плоды.

Чтобы вернуть Подмосковье на путь устойчивого развития, нужно сперва хорошенько изучить область. Есть вероятность, что уже построенные кварталы ввиду кризиса окажутся незаселены, а бояться нужно каких-то других вызовов, о которых мы еще не подозреваем, убежден Антонов. Он мрачно шутит: «На мой взгляд, единственный путь реально улучшить ситуацию в том же Королеве — как можно быстрее довести город до состояния Детройта. Чтобы половина сбежала, а уж потом можно было бы начать и возрождение».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow