КолонкаПолитика

Никто не верит экспертам

Избиратели больше не хотят подчиняться «пустым пиджакам»

Что общего между сенсационной президентской кампанией Дональда Трампа и не менее сенсационными результатами «Брекзита»? В обоих случаях избиратели голосуют «неправильно» с точки зрения национальных элит. Они делают это, несмотря на все предупреждения «компетентных профессионалов». В обоих случаях граждане идут против отлаженной, отлично работающей машины экспертократии, против истеблишмента.

Есть группа хорошо образованных людей, за плечами у которых Оксфорд или Гарвард. Они носят безупречные костюмы и всегда дают верные оценки. Они собираются для дискуссий в Давосе, и у них есть четкое понимание того, как рядовому гражданину — конкретно вам — следует жить. Эксперты знают, за кого вам нужно голосовать на выборах, куда инвестировать деньги, какие слова не использовать ради политкорректности, знают, можно ли вам курить сигареты и даже какой диеты следует придерживаться. Следствием их советов все чаще становится рост имущественного неравенства, экономическая нестабильность и отчуждение.

И вот мы становимся свидетелями того, как меняется мир: в 2016 году эксперты терпят сокрушительное поражение. Об этом рассуждает сейчас Нассим Талеб, известный финансист, спорный и даже скандальный автор книг о роли случайности в человеческой истории. Кампания Трампа, референдум в Великобритании — лишь некоторые признаки того, что во всем мире оформляется запрос на альтернативные элиты, а главное — на право людей самостоятельно определять свое будущее.

Все американские медиа хором говорят, что поддержка Трампа — это безумие. Многолетние члены республиканской партии пишут алармисткие статьи в New York Times: они больше не могут поддерживать своего собственного кандидата. Либеральные и консервативные эксперты вместе делали все возможное, чтобы избавиться от Трампа. Но несмотря на это, рейтинг бизнесмена продолжает расти. Присмотритесь — это необыкновенное зрелище: все, кто имеет влияние в американском обществе, ругают Трампа, но это, кажется, ничуть ему не мешает.

С «Брексит» происходит то же cамое. Как и в номинацию Трампа, в победу сторонников выхода Великобритании из ЕС никто не верил. Перед голосованием экспертами было приведено множество аргументов о том, почему выход станет абсурдным выбором для британцев. Эксперты продолжили критику своих сограждан и после голосования. Но их просто не стали слушать: люди хотят принимать собственные решения, а западные демократические институты дают им такую возможность.

Мы знаем, что медиа влияют на общество и политику и трансформируют их. Письменность сделала возможной древние империи, книгопечатание привело к Реформации, возникновению современных представлений о правах человека и демократии. В течение последних десяти лет было много споров о том, какие изменения обещает нам интернет. Говорили о роли твиттера в Арабской весне, об освобождающем потенциале новых медиа. Но только сейчас мы начинаем понимать, как эти изменения работают на самом деле. Возможно, главное, чему интернет научил людей, — это недоверие к собственным элитам. Трудно представить себе феномен Трампа или «неправильное» голосование по «Брексит» в эпоху телевидения.

Теперь в новых медиа мы видим экспертов намного ближе и детальнее, чем когда-либо. Мы наблюдаем представителей истеблишмента как живых людей, которые совершают ошибки, говорят глупости, бывают смешными. Избиратели на Западе больше не хотят подчиняться распоряжениям «пустых пиджаков». Это значит, что нас ожидает пересмотр общественного договора во всем мире. Этот процесс будет отягощен рисками: распадом старых политических союзов, приходом к власти популистов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow