В выход Великобритании из Евросоюза вообще-то верят мало. Скорее всего, в силу привычки, а может, сказывается просто отсутствие интереса к референдуму. Базирующийся в Германии фонд Бертельсмана на днях провел опрос среди жителей Евросоюза, рассчитывая выяснить их отношение к «брекситу». Самым интересным в этом исследовании оказались не результаты, а тот контраст между эмоциональной кампанией в Соединенном Королевстве и хладнокровным, почти безразличным отношением к ней на континенте.
Большинство граждан ЕС (54%) рассчитывают, что Британия останется с ЕС. В самой Британии определиться пока так и не смогли: число сторонников и противников «брексита» разделилось примерно поровну, еще около 10% не определились. Еще весной разница между теми и другими составляла около 15% в пользу противников «брексита», но ближе к лету неопределившиеся начали массово пополнять ряды сторонников «суверенитета».
Нетрудно предсказать, как именно распределяются голоса внутри страны. Шотландия, которая не так давно сама пыталась получить независимости, в целом против. Как отмечают местные СМИ, Брюссель шотландцы рассматривают как альтернативу Лондону. Уэльс тоже скорее против «брексита»: живущий во многом сельским хозяйством, он сильно зависит от поддержки в рамках программ ЕС.
Если все же Британия проголосует «за», предсказать последствия будет сложно. Похоже, и сами британские политики, только за неделю до референдума начавшие рассказывать, что конкретно они планируют сделать в случае выхода из ЕС, долго не могли определиться.
Главные евроскептики — организаторы кампании Vote Leave («Голосуй за выход») — опубликовали план из шести законов, которые они предлагают принять парламенту в случае, если Британия решит пойти своим путем. Среди этих законов — отмена автоматического права граждан всех стран ЕС беспрепятственно приезжать, жить и работать в Британии. Иными словами, граждане ЕС должны будут получать рабочие визы, в то время как сейчас никаких разрешающих документов им не требуется.
Еще одна их инициатива — немедленная отмена верховенства законодательства ЕС над национальным. То есть суд Европейского союза не сможет отменять принятые в Британии законы — это означает, что всех «нежелательных» (причастных к терроризму, например) граждан ЕС можно будет депортировать. Сейчас этому препятствует Евросоюз.
Правительство же пытается давить на больное — на кошельки британцев. Министр финансов Джордж Осборн предупреждает, что выход из ЕС обойдется стране слишком дорого — примерно в 30 млрд фунтов. Для компенсации затрат правительству придется повысить налоги и урезать расходы на социалку — образование и здравоохранение. Еще одна проблема — выход из ЕС ударит по британским компаниям, продающим свои товары на европейском рынке: таможенной войной в случае неблагополучного для ЕС исхода референдума открыто угрожают на континенте.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
С другой стороны, прекращение членства в ЕС не означает разрывов всех связей. Например, подобно Турции, Британия может войти в таможенный союз с ЕС. Этот вариант хорош тем, что британская промышленность все же получит доступ к европейскому рынку, но при этом Лондону как финансовому центру Европы все равно придется труднее. Еще один вариант — заключать отдельные договоры по каждому сектору экономики (как Швейцария, не входящая ни в ЕС, ни в Европейскую экономическую зону, ЕЭЗ). Или можно последовать примеру Норвегии и все же присоединиться к ЕЭЗ.
Любой из этих вариантов, говорят в правительстве Джеймса Кэмерона, займет годы, а выгоды по сравнению с нынешним положением дел стране не даст.
По данным британского парламента, в 2014 году на долю ЕС приходилось 45% британского экспорта товаров и услуг (295 млн евро) и 53% импорта в Великобританию (370 млн евро). Кроме того, на страны ЕС приходилась почти половина суммарного объема прямых иностранных инвестиций в Британию — 48% (636 млрд евро).
Бывший глава Всемирной торговой организации Питер Сазерленд напоминает британцам: если страна проголосует за выход из ЕС, местным производителям придется тяжело при продаже своих товаров в Европу. В частности, говорит Сазерленд, им придется доказывать, что все компоненты их продукции производились именно в Британии. Иначе на запчасти одного автомобиля могут накладываться разные тарифы. И это уже не говоря о том, что произойдет с национальной британской валютой. Экономисты в среднем прогнозируют 20%-ую девальвацию фунта, хотя некоторые грозят и 30%-ым обвалом.
Руководство ЕС хранит молчание по поводу 23 июня — как официально, так и неофициально. Официальная Россия в лице посла Александра Яковенко заявила, что не вмешивается во внутренние дела Соединенного Королевства и примет любой исход референдума.
«Мы всегда выступали против втягивания России во внутриполитические дискуссии, когда на политическом уровне говорилось, что «брексит», мол, выгоден России. Наш авторитет, к сожалению, просто пытаются использовать в своих политических целях», — заявил Яковенко.
Вообще-то о «выгоде» говорил британский премьер Дэвид Кэмерон, который предположил, что «брексит» может быть выгоден Владимиру Путину. Как пишут британские СМИ, Россия в лице самого Яковенко (а вернее, его твитов) и телеканала RT всячески проталкивает идею выхода Британии из ЕС — своеобразная попытка отомстить за санкции.
В лагере противников «брексита» обосновались британские звезды кино и телевидения. Актриса Кира Найтли записала ролик с призывом к молодежи принять участие в референдуме – цитировать его запретил бы Роскомнадзор. Дизайнер Вивьен Вествуд была краткой, посоветовав «голосовать за сотрудничество». А актриса Эмма Уотсон выложила фото с крестиком на руке.
Судьба Соединенного Королевства решится 23 июня.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68