Руководитель Департамента труда и соцзащиты мэрии Москвы Владимир Петросян вылетел в Карелию, чтобы на месте разобраться, в каких условиях проживали дети. Перед командировкой Петросян успел дать интервью радио Business FM, в ходе которого заявил, что в ведомстве не знали о многочисленных претензиях к лагерю: «У нас не было таких жалоб», — подчеркнул чиновник.
Это неведение, видимо, и позволило организатору лагеря — ООО «Парк-отель «Сямозеро» — принять участие в электронном аукционе на сумму 45 536 284 рубля, выделенных на организацию летнего отдыха детей-сирот и детей из неблагополучных семей. Аукцион был объявлен 29 апреля этого года. ООО «Парк-отель «Сямозеро» сделало всего один шаг на полпроцента в сторону уменьшения стоимости контракта и выиграло.
Смущает одна крохотная деталь. На сайте карельского участника аукциона есть информация, что в лагере открыта «Школа рейнджеров: остаться в живых». Организаторы лагеря сообщили, что эта школа — «…новый формат детского и молодежного оздоровительного отдыха — приключенческие лагеря, в основу концепции которых положена авторская программа организации коллективной обучающей и приключенческой игры. В программе используется практический и теоретический опыт российских и международных скаутских лагерей, тренировочных центров, курсов подготовки рейнджеров».
Подобное условие недавно появилось и в конкурсной документации электронного аукциона, проведенного Департаментом труда и соцзащиты мэрии Москвы. Там говорится, что детям в лагере необходимо организовать приключения.
Все эти условия, словно списанные с сайта ООО «Парк-отель «Сямозеро», взялось выполнить только ООО «Парк-отель «Сямозеро».
И 3 июня между предприятием и департаментом труда и соцзащиты и был заключен контракт № 2770425306416000239 на сумму 45,5 млн рублей.
Заявление руководителя Департамента труда и соцзащиты мэрии Москвы Владимира Петросяна о том, что у них не было жалоб на лагерь, не может не вызвать недоумение. Дело в том, что таких жалоб предостаточно в открытых источниках. В картотеке Высшего арбитражного суда, например, ООО «Парк-отель «Сямозеро» регулярно встречается как фигурант разбирательств в арбитраже. Как правило, оспаривая действия надзорных органов, обнаруживших в лагере многочисленные нарушения.
К примеру, еще в 2014—2015 годах Арбитражный суд Карелии рассмотрел иски ООО «Парк-отель «Сямозеро» к министерству здравоохранения и социального развития Карелии о признании незаконным проверки, в ходе которой были выявлены такие нарушения, как перевозка детей в лагерь на автобусах, не соответствующих нормам безопасности. В тех же судебных решениях можно было прочитать, что в отрядах лагеря по 43—46 детей, тогда как по условиям контракта их должно быть не больше 30—35; что при входе в столовую, рассчитанную на 185 человек, всего 4 раковины (то есть детям приходилось выбирать — то ли поесть, то ли дождаться очереди, чтобы помыть руки).
Конкуренция для двоих
За последние два года ООО «Парк-Отель «Сямозеро» заключило 6 контрактов с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы и 2 контракта с Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия на общую сумму около 90 миллионов рублей. Закупались путевки на отдых и оздоровление для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в подведомственных учреждениях.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В большей части аукционов принимали участие либо одна допущенная к участию заявка, либо две. Второй участник — ООО «Карелия-Опен». Эти две организации входят в одну структуру «эксклюзивного оператора Карелии» в сфере туризма. Во всех аукционах по закупкам с участием «Карелия-Опен», вторым участником было ООО «Парк-Отель «Сямозеро».
В контрактной документации есть требования к тому, какой должна быть столовая ложка, но не прописано обеспечение безопасности на воде. Хотя программа оздоровительного отдыха подразумевала плавание под парусами и на каноэ.
Например, в документации аукциона по контракту на 45 миллионов рублей эти требования не указаны, при этом в заявке прописаны и «водная судовая практика, безопасность на воде, навыки управления рафтом (однокорпусным надувным судном), каноэ (маломерными гребными лодками)», и «экстремальное плавание, основы спасательных работ, первая помощь на воде». Соответственно и в расчете стоимости оказываемых заказчиком услуг нет средств защиты на воде. Страховка 30—50 рублей в день.
Реакция: электронные аукционы на детский отдых будут отменены
«Новая газета» обратилась за комментариями в пресс-службу правительства Москвы. Нам сообщили, что позиция московских властей будет исчерпывающе представлена на брифинге в Департаменте соцзащиты, куда и отправился наш корреспондент.
На мероприятии первый заместитель руководителя департамента Ольга Грачева заявила: «Мы не проверяли афиллированность компаний и случаи нечестной конкуренции. Все процедуры проходят прозрачно, и, поскольку это не конкурс, а электронный аукцион, этим занимается департамент по конкурентной политике. Никакой негативной информации об организации лагеря в Карелии у нас не было. В 2015 году сотрудники нашего департамента выезжали в Карелию, поскольку поступило сообщение о драке между детьми».
На вопрос о том, почему условие о наличии в программе лагеря занятий по «школе выживания» сделало карельский лагерь фактически безальтернативным победителем, Ольга Грачева заявила, что подобные программы нужны детям, так как повышают их навыки. А почему их нет в программах других детских лагерей — вопрос к администрации лагерей.
Тем же вечером последовала реакция на федеральном уровне. Тендеры по путевкам для детей в летних лагерях выведут из системы электронных аукционов, заявила вице-премьер правительства России Ольга Голодец.
«В кратчайшие сроки будут внесены предложения по изменению законодательства в этой части: торги по детским путевкам будут выведены из системы так называемых «электронных аукционов». Мы договорились, что осенью приступим к полной ревизии законодательства в этой сфере. Но приступим в сентябре, уже по завершении летней оздоровительной кампании, для того чтобы она прошла стабильно и четко», — заявила Голодец.
О том, что аукционы, на которых по системе «кто дешевле» определяется организатор детского отдыха, представляют опасность для самих детей, «Новая газета» рассказывала еще в сентябре 2015 года. Тогда Дмитрий Шпаро на примерах конкретного аукциона описывал схему, при которой затраты на отдых ребенка снижаются ради выигрыша в лоте. В итоге ребенок едет на отдых, организатор которого уже «сэкономил» на его питании, условиях его проживания и — его безопасности. В тогдашнем комментарии «Новой газете» заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников высказывался за отмену аукционов, при которых дети становятся заложниками ценового вопроса. В чем же была проблема? В федеральной власти. Прошел год, случилась карельская трагедия и федеральная власть «проснулась».
Материал подготовлен при участии Ольги Томиловой, специально для «Новой газеты».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68