КомментарийПолитика

Пока без сенсаций

Что за отчет опубликовало следствие по делу о гибели малайзийского «Боинга»

Пока без сенсаций
Материалы следствия. Собранный из фрагментов нос сбитого «Боинга». Фото: om.nl

Отчет уже разослан родственникам жертв авиакатастрофы над Донбассом. В нем почти нет ничего нового и тем более — важных выводов о том, кто несет персональную ответственность за эту трагедию. Напомню, что это главный вопрос, который стоит перед участниками международной группы следователей.

Причины и обстоятельства крушения были исследованы и представлены в докладе технических экспертов, опубликованном еще осенью 2015 года. В нем говорится, что причиной крушения МН17 была ракета «Бук», запущенная из района города Снежное в Донецкой области. Территория эта находилась под контролем вооруженных группировок «ДНР», однако российская сторона в лице специалистов из «Алмаз-Антей» настаивает, что запуск «Бука» производился из района села Зарощенское, где якобы стояли войска Украины (в беседах со мной жители Зарощенского опровергли оба этих утверждения «Алмаз-Антея»). Теперь же в рамках уголовного производства международной группе следователей под руководством голландцев предстоит выяснить буквально: кто нажимал на кнопку запуска ракеты, и кто отдавал приказ.

Ответ на эти вопросы — непременно в виде официального заключения — чрезвычайно волнует родственников жертв. Ханс де Борст, отец погибшей 17-летней Элисмике, рассказал мне, что родственники внимательно следят за всем, что происходит вокруг расследования.

Учрежденное ими некоммерческое объединение не дает покоя властям стран-участниц расследования (это Нидерланды, Малайзия, Бельгия, Австралия, Украина и другие), требуя не затягивать следствие и «не поддаваться политической конъюнктуре».

Политический момент, надо сказать, существенно тормозит процесс, и это, кажется, видят все, не только близкие погибших.

Ответ на вопрос о том, кто несет ответственность за крушение МН17, может обернуться неприятностями для нынешних властей Нидерландов, и, как минимум, отставкой высокопоставленных голландских силовиков — в случае, если будет доказано, что они знали об опасности для пролета гражданских судов над территорией военных действий, но устранились от принятия серьезных решений.

Ответ на главный вопрос может повлечь для тех же Нидерландов и международные последствия. Как любят напоминать кремлевские политологи, Голландия и Россия имеют теснейшие экономические связи. И в случае необходимости, Кремль поспешит использовать любые возможности для давления на правительство в Гааге. С другой стороны на Гаагу давят в Брюсселе и Вашингтоне, давит западное общественное мнение и собственно взятые ею на себя обязательства по расследованию трагедии.

Нынешнее правительство, как опасаются родственники жертв катастрофы, не хочет портить отношений ни с кем и тянет время в надежде, что страсти рано или поздно утихнут.

Но не выходит.

Еще в январе родственники в открытом письме на имя премьера Марка Рютте призвали истребовать радиолокационные данные российских и украинских служб, которые могли бы прояснить детали крушения. А уже в мае подали в ЕСПЧ иск к Владимиру Путину с требованием о материальной компенсации за каждого пассажира.

Сегодняшняя публикация отчета должна, по логике чиновников, наверное, успокоить родственников и дать хоть какую-то информацию публике, негодующей из-за такой долгой работы следователей. Никакого другого смысла у нее нет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow