КолонкаПолитика

«Он полтора года сидел на лопате»

Почему не нужно удивляться отставке главы ФСО Мурова

«Он полтора года сидел на лопате»
Фото: «Новая газета»
25 мая на 71-м году жизни был отправлен в отставку глава Федеральной службы охраны РФ генерал армии Евгений Муров. Люди, в силу служебных обязанностей знавшие Евгения Алексеевича, проработавшего бок о бок с президентом Путиным более 20 лет (из них 16 в должности главы ФСО), объяснили нам отставку влиятельного силовика следующим образом.

По меткому выражению одного из источников, «Евгений Алексеевич уже полтора года сидел на лопате». Его отставка ожидалась еще в ноябре прошлого года (а перед тем несколько раз ранее), но он каким-то чудом сумел продлить контракт, несмотря на плачевное состояние здоровья.

Прошлой осенью обсуждалась возможность заменить Мурова на губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, который, как считают в Кремле, так и не приобрел вкус к губернаторской должности и связанным с ней богатым возможностям.

Истинные предпосылки для такого кадрового решения лежат на поверхности, сенсацией отставка в большой паркетной игре не является. Снят Муров был, в терминах УПК РФ, «по совокупности».

Частным самолётом в Швейцарию по поводу лечения двух тазобедренных суставов и одного коленного по липовому паспорту выехал Аркадий Петрович Иванов, как две капли воды похожий на Евгения Алексеевича Мурова…

В первую очередь это все-таки возраст и состояние здоровья. В последнюю пару лет Муров, по мнению наших источников, не столько работал, сколько лечился, не отказываясь, несмотря на запреты руководства, от таких вредных привычек, как лечение за границей. Хотя и объяснял это невозможностью получения приемлемого медицинского сервиса в РФ.

Есть легенда, что за несколько дней до 22 мая 2014 года частным самолётом в Швейцарию по поводу лечения двух тазобедренных суставов и одного коленного по липовому паспорту выехал Аркадий Петрович Иванов, как две капли воды похожий на Евгения Алексеевича Мурова. Наши собеседники не сомневаются, что спецслужбы Германии и Швейцарии были прекрасно осведомлены об этом визите, но хватать с грохотом и помпой предположительно входящего в топ санкционного списка беззащитного больного человека Европа не стала из соображений гуманности. Видимо, были какие-то негласные межгосударственные договоренности.

Недавно еще более вошедший в силу главком Росгвардии Золотов и Муров — давние коллеги, работавшие бок о бок. Но отношения между ними совсем не идиллические. Усиление Золотова и окончательное исчезновение Мурова с политического олимпа — это связанные вещи.

Известно и про резко обострившийся при Мурове конфликт ФСО и ФСБ. Это не мифология, а вполне реальная вещь, давняя головная боль Путина и его администрации. Да и внутри самой Федеральной службы охраны у многих начальников подразделений уже кончалось терпение: «молодняк» застоялся, многие карьеры, что называется, повисли в воздухе. Недовольство вызывала и деятельность Евгения Алексеевича в Управлении делами администрации президента, поскольку при его покровительстве подряды, традиционно кормившие бюджет Управделами АП, перешли к компаниям, которые связывают с ним.

Редкие часы активной жизни бывший глава ФСО предпочитал отдавать давно налаженным личным делам.

Мурову в Кремле вменялись активная вовлеченность в бизнес-процессы, в том числе с участием сына Андрея, председателя правления ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы». Вторым важнейшим его инструментом был бизнесмен Дмитрий Михальченко и компания «Форум».

Михальченко, ныне находящийся в СИЗО, при содействии Андрея Мурова реализовывал проект по обеспечению энергией многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» на территории нового грузового района «Большой порт Санкт-Петербург», призванного заменить порты враждебной ныне Латвии. Строили там подстанцию. Это звучит скромно, но в реальности проект весьма масштабный: министр транспорта Соколов подписал соглашение о проекте прямо во время визита в порт. И это лишь один из многих «кейсов» для изучения журналистов.

Можно предположить, что недавний разгром Михальченко был предпринят не ради него самого, а ради Мурова. Не исключено, что Андрей Муров может стать в ближайшее время объектом интереса со стороны компетентных органов. Такое развитие интриги — производное от дела Михальченко.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow