КолонкаПолитика

После «шпионского моста»

Обмен Александрова, Ерофеева и Савченко как начало долгого пути к миру

Этот материал вышел в номере № 56 от 27 мая 2016
Читать
Любой «Шпионский мост» рано или поздно должен заканчиваться падением Берлинской стены
Надежда Савченко вернулась на Украину как национальный лидер / EPA
Надежда Савченко вернулась на Украину как национальный лидер / EPA

Александров, Ерофеев и Савченко вернулись на родину — и это хорошая новость. Плохая новость состоит в том, что в тюрьмах по обе стороны границы, а также на территории «ДНР/ЛНР» остаются сотни граждан России и Украины, которые дожидаются обмена. К их судьбе не удалось привлечь такого публичного внимания, как к Савченко (к слову, критика адвокатов Савченко, которым многие советовали вести себя тише и добиться для подзащитной спокойной «десяточки» в российской тюрьме, как-то вдруг поутихла). Мы не увидим других пленных и осужденных в этом современном аналоге «Шпионского моста» Спилберга, который, увы, разворачивается теперь отнюдь не между двумя сверхдержавами во время холодной войны. Аналогия с историей, экранизированной Голливудом, не только в числе взаимно выданных «шпионов», но и в том, что Ерофеева и Александрова «не обняли» на мосту — никто, кроме, разумеется, жен.

В то же время Савченко вернулась на Украину не просто как национальный герой, но как фактический лидер нации.

Об этом говорит и встреча, организованная ей на высшем уровне, и ее поведение — например, она отказалась принимать поздравления от Юлии Тимошенко, но произнесла речь, обращенную к «матерям всех погибших украинцев». Во вторник Савченко должна появиться в Раде в качестве депутата — с этого дня начнется ее реальная политическая карьера, что обещает изменить баланс сил в Киеве.

Официальные лица в России предпочитают не называть случившееся обменом — просто трое осужденных лиц были синхронно перемещены через границу. Но факт остается фактом: в двух очень некрасивых историях были поставлены точки. Теперь прямая инициатива первых лиц государств, в первую очередь России и Украины, должна стать сигналом для запуска полноценного процесса возвращения пленных домой, по модели «всех на всех». Наряду с сенсационной новостью о возможном введении на территорию «ДНР/ЛНР» международного полицейского корпуса под эгидой ОБСЕ это стало бы реальным шагом к концу войны.

Не к перемирию, а именно к окончанию обстрелов, провокаций, началу восстановления Донецка и Луганска как мирных, не прифронтовых городов. Президент Украины Порошенко, у которого для подобных высказываний есть вполне понятная внутриполитическая мотивация, заявил о том, что за возвращением Савченко последует возвращение Донбасса и Крыма. На это молниеносно отреагировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, сотворивший еще одну сенсацию — Россия не будет возражать против возвращения Донбасса в состав Украины «из соображений гуманности».

Хотя Крым, конечно, по-прежнему наш, история военного конфликта на Украине сейчас как никогда близка к своему завершению.

В конце концов, любой «Шпионский мост» рано или поздно должен заканчиваться падением Берлинской стены.

Надежду Савченко встретили журналисты и политики / EPA
Надежду Савченко встретили журналисты и политики / EPA

В обсуждение горячей темы вклинилась еще одна сторона. Татьяна Москалькова, новый омбудсмен России, о карьере которой «Новая газета» уже рассказывала, заметила, что украинская сторона не спешит вывозить из крымских колоний своих граждан, осужденных в «украинские времена». И предложила их поскорее забрать — дескать, Россия не хочет платить за чужих преступников. При этом граждане, осужденные в Крыму уже в «российскую эпоху», по мысли Москальковой, в эту категорию не попадают — тем самым, например, Олега Сенцова и Александра Кольченко отправлять на родину оснований нет. Таковы результаты неожиданного синтеза экономической прагматики и геополитической корректности, совершенного Москальковой. Хотя у омбудсмена, как раньше казалось, должны быть вообще несколько иные приоритеты и защищать он должен отнюдь не государственный бюджет или политическую линию.

Из Киева Москальковой ответила ее коллега Валерия Лутковская, украинский омбудсмен. По ее словам, процесс вывоза заключенных в «материковую Украину» тормозится российской стороной. Это может быть связано с тем, что во всех украинских документах Крым считается временно оккупированной территорией, так что российские чиновники отказываются их согласовывать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow