СюжетыОбщество

«Я шахтер, и мне стыдно»

На интинской шахте горняки остались без денег

Этот материал вышел в номере № 55 от 25 мая 2016
Читать
На интинской шахте горняки остались без денег
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

«Мне 43 года, и мне стыдно, что меня летом содержат родители супруги, я шахтер, и мне стыдно перед женой, дочкой, перед собой, в конце концов! Я написал обращение Путину в прямой эфир в SMS, но, понятно, там не до нас! Мы просто заложники Севера», — очередное письмо в редакцию пришло от рабочих шахты «Интинская», что в 300 км от Воркуты. В марте на ней произошло возгорание, после которого вскрылись подробности тяжелого экономического и производственного кризиса на предприятии. Сейчас шахта вновь работает, но иллюзий люди не питают: «Интинскую» банкротили уже дважды, она добывает энергетический уголь, который не так востребован, как воркутинский — коксующийся. Из пяти шахт Инты эта — последняя, где еще теплится жизнь.

«Наверное, шахте будет конец. По крайней мере, все предпосылки к этому есть. Финансовая составляющая зависит напрямую от угля, который мы не добываем. Впереди лето, в это время года уголь покупают меньше, так всегда было. Но уже прошлым летом людям отпускные задерживали по 3-4 месяца, лично мне задержали на 42 дня. Никто даже и не пытался нам заплатить пени, положенные по закону. Сейчас снова лето, отпуска, по всей вероятности, будут сорваны. Детям это не объяснить. Сейчас нам начальство говорит в открытую, что отпускные будут заморожены до сентября! Как детей вывозить летом?» — продолжает рабочий.

Примечательный факт: с рабочими «Интинской» мы общаемся с марта, когда произошло ЧП, не раз писали о шахте, но до сих пор люди просят не называть в печати их имена. Работать там плохо, но остаться в моногороде вовсе без работы — еще хуже.

Что происходит с шахтой сейчас — вопрос, как ни странно, открытый. Дирекция «Интинской» на контакт с прессой не идет, рабочие говорят, что лаву, где произошло возгорание, останавливали по решению суда на 60 дней в связи со вспышками метана, потом дали добро на малую езду, по тысяче тонн в смену, то есть 3 тысячи в сутки. Но… «Никакие предписания никогда не останавливали никого из руководителей. Мы все это время каждый день, через день, через два все равно негласно подкручивались (на нашем сленге — потихоньку ехали), а это означает, что уголь все равно вырабатывается в этой лаве, а платить не надо, плана-то нет! Это означает тариф (то есть отсутствие премиальных. — Т. Б.). За март начисления были в районе 32—38 тысяч, в зависимости от разряда, минус подоходный», — пишут рабочие.

Иными словами, шахтеры обвиняют руководство в нарушении выданных судом предписаний и в открытии сверхплановой добычи. Здесь нужен комментарий самого руководства, но оно, повторю, на контакт не идет.

Денис Баженов, лидер интинского профкома «Независимого профсоюза горняков», высказывается не так категорично:

— Перед майскими праздниками Ростехнадзором было введено ограничение по добыче — не более 3 тысяч тонн в сутки. Провели дегазационные мероприятия по бурению скважин, сделали газовое отведение из завальной части лавы. Об эффективности этих мероприятий судить не берусь, замеров не видел. Пока угля не было, то и платить людям было нечем. Сейчас лава поехала, планируется выйти более чем на 3 тысячи тонн в сутки. Со слов руководства, задолженность по отпускным гаситься будет по мере поступления средств. Возможно, до конца мая — при условии добычи 4,5 тысячи тонн в сутки. Что касается зарплаты — тоже по мере поступления средств, в первую очередь — низкооплачиваемым категориям. Да, людям предлагают добровольно перенести отпуск, график сдвигается, но никого не принуждают.

Насчет «заморозки» отпускных до осени Баженов ничего не слышал. Рабочие же уверяют, что это — формулировка, с которой их ознакомили в расчетной части администрации шахты.

Что же касается дегазации, то бурили не новый вентиляционный ствол (это необходимо, но дорого), а шурфы внутри пласта, чтобы внутри не образовывались скопления метана. В шахте говорят, что при этом «промахнулись» в расчетах, о чем якобы шел разговор во время недавней поездки на шахту врио губернатора Коми Сергея Гапликова.

Ситуацию на «Интинской» мы попросили прокомментировать прокуратуру республики. На запрос «Новой газеты» сообщили, что в нынешнем году в прокуратуру поступило уже 69 обращений от шахтеров Инты. 60 жалоб — на отсутствие средств индивидуальной защиты, 9 человек заявили о задержке зарплаты. Пока судом рассмотрена лишь малая часть составленных по этим обращениям исков прокуратуры.

По фактам нарушения правил охраны труда и промышленной безопасности возбуждено 8 административных производств; исполнительному директору шахты внесено два представления; к ответственности привлечены 10 руководителей разного уровня.

Так что пока у рабочих, оставшихся без денег, два пути — в прокуратуру или сразу в суд. А они, всю жизнь проработавшие на «Интинской», опасаются, как бы их активность не сгубила последнюю надежду: конкурсный управляющий пытается реализовать активы предприятия, а чем хуже репутация шахты, тем меньше вероятность, что найдется инвестор, готовый выкупить производственные мощности и сохранить добычу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow