СюжетыКультура

Торговцы пушками

В этом сериале смерть стала товаром, а месть — лекарством

Этот материал вышел в номере № 53 от 20 мая 2016
Читать
В этом сериале смерть стала товаром, а месть — лекарством
Хью Лори
Хью Лори

Телесериал:

Жанр и действующие лица:

Кто придумал:

Кто участвует:

Продолжительность:

Изображение

Сын британского разведчика, погибшего в Белфасте, Джонатан Пайн не хочет идти по стопам отца. Отвоевав два года в Ираке, герой работает ночным администратором в фешенебельном каирском отеле «Нефертити». Действие сериала начинается в 2011 году. В Египте неспокойно, страна на грани гражданской войны. Пайн влюбляется в Софи, подругу Фредди Хамида, соратника международного оружейного торговца Ричарда Роупера. Девушка знает, что оружие, проданное в обход закона, будет использовано одной из сторон конфликта. Софи просит своего нового знакомого передать информацию в английское посольство. Но Хамид и Роупер скоро догадаются, кто сорвал сделку. Героиня погибнет, а безутешный Пайн переедет из Египта в Европу и в итоге согласится работать на британскую спецслужбу. Теперь он должен войти в доверие к «оружейному барону»…

Сериал «Ночной администратор» интересен сразу по нескольким причинам. Одна из них — фигура создателя романа-первоисточника. Писатель Джон Ле Карре считается сегодня патриархом британского шпионского романа, вдохновившим не одно поколение экранизаторов: первый фильм по его книге, «Шпион, вернувшийся с холода» (с Ричардом Бертоном в главной роли), появился еще в 1965 году, а мировая премьера экранизации романа «Такой же предатель, как и мы» (2008) с Юэном Макгрегором и Дэмиэном Льюисом состоялась в первых числах мая нынешнего года. Роман The Night Manager был написан 23 года назад, так что авторам экранизации пришлось осовременить сюжет, насытив новыми реалиями (вроде «арабской весны»). Ушла в прошлое борьба Востока с Западом, основанная на противостоянии двух систем. Коммунизм перестал был проблемой, но персонажам Ле Карре не полегчало. Если раньше их противниками были кремлевские старцы, державшие пальцы над ядерными кнопками, то теперь в первые ряды антигероев выдвинулись беспринципные международные спекулянты, продающие смерть по сходной цене.

Главная тема сериала — манок для массового зрителя, которого всегда интересовали детективные перипетии, связанные с этим опасным криминальным бизнесом. Достаточно вспомнить, например, что наш соотечественник Виктор Бут, обвиненный в контрабанде оружия в горячие точки планеты, уже стал прообразом персонажа Николаса Кейджа из фильма «Оружейный барон» (2005). У Ричарда Роупера из «Ночного администратора» реального прототипа нет; это обобщенный образ хищного дельца, который успешно притворяется филантропом и возит оружие под видом гуманитарной помощи.

Раньше переход на сторону врага считался предательством, а ныне люди вроде Роупера для разведок как бы не совсем враги. По мнению авторов сериала, боссы МИ-6 и ЦРУ могут тайно сотрудничать с «оружейными баронами» без особого ущерба для карьеры. Дескать, закулисная торговля оружием — это прежде всего выгодный бизнес, и только потом политика. Вот почему детали операции «Пиявка», которую ведет против Роупера глава секретного подразделения британского МИДа Анджела Берр, скрыты для МИ-6. В ином случае агент будет моментально «засвечен»…

Несмотря на довольно скромный бюджет (30 миллионов долларов), сериал эффектно снят: герои перемещаются из одной части света в другую, и камера буквально смакует географическую экзотику. Хотя сам Ле Карре в романах обычно не злоупотребляет сценами «экшн» и с сарказмом отзывается о фильмах про Джеймса Бонда, «Ночной администратор» стилистически довольно близок к фильмам бондианы, а уж заставка на титрах (где бриллианты и пузырьки шампанского под тревожную музыку превращаются в бомбы и ракеты) почти имитирует аналогичные заставки в картинах про агента 007. Режиссер сериала, лауреат премии «Оскар» Сюзанна Бир особенно постаралась, выбирая исполнителей главных ролей. Том Хиддлстон, сыгравший Пайна, кое-что позаимствовал из своих предыдущих киноработ, соединив в одном образе квазиромантику Томаса Шарпа из «Багрового пика» с опасным шармом Локи из «Мстителей». Но, конечно, главное украшение сериала — Хью Лори в роли Роупера.

После завершения последнего сезона «Доктора Хауса» все ждали, когда Лори наконец вновь появится на телеэкране, и притом не в гостевой роли. Актер придирчиво отбирал телепроекты и согласился на предложение Сюзанны Бир отчасти из-за давнего интереса к теме (он сам когда-то написал иронический триллер «Торговец пушками», герой которого попадает в неприятную историю с международными террористами, продавцами военных вертолетов, прохвостами из ЦРУ и аналогичных ведомств), а отчасти из-за многолетней симпатии к роману-первоисточнику: в начале 90-х Лори даже раздумывал, не снять ли экранизацию «Ночного администратора» и сыграть в ней Пайна. Впрочем, и в роли Роупера актер не разочаровывает. Он, конечно, еще не может полностью избавиться от доктора Хауса, но его Роупер — не только гений и негодяй в одном лице, но и почти трагический персонаж; в нем — странная амальгама жестокости, расчета и удивительной слепоты. Почему он, тертый и хитрый, не сообразил, что его белокурая пассия Джед непременно переметнется к Пайну? Загадка, психологическая аномалия, род самогипноза. Вопреки природной осторожности он доверяет Пайну место в команде и многомиллионную сделку, которая в финале погубит Роупера.

Напоследок вернемся к Пайну и его нанимательнице Анджеле Берр. Легко заметить, что психологически они почти двойники. Хотя Анджела формально состоит на секретной службе Ее Величества, борьба с конкретным «оружейным бароном» давно перестала быть только профессиональной обязанностью. Воспоминания о гибели детей, отравленных зарином, не дают покоя героине; охота за торговцем смертью превращается в род вендетты. Что же касается Пайна, то он с самого начала соглашается на участие в тайной операции, чтобы поквитаться с Роупером, погубившим Софи.

«Родовая месть в старину была куда более разумным мотивом для убийства, чем любовь к Англии или пристрастие к какому-нибудь экономическому строю, — рассуждает главный герой еще одного британского романа (это «Наш человек в Гаване» Грэма Грина). — Если я люблю или ненавижу, позвольте мне считать любовь или ненависть моим личным делом». Примерно так же думают и герои «Ночного администратора». Впрочем, их личная вендетта здесь, по счастью, не противоречит их любви к Англии. Долг и чувства совпали. «Шпионский» телесериал — все же не греческая трагедия.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow