СюжетыОбщество

Алексей ЛАВРОВ, психолог, Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург: «Дилетант не может выстроить подобный квест»

Продолжаем обсуждать проблему детского суицида и закрытых групп в социальных сетях со специалистами

Этот материал вышел в номере № 53 от 20 мая 2016
Читать
Продолжаем обсуждать проблему детского суицида и закрытых групп в социальных сетях со специалистами

— Манипуляция сознанием подростка через сети — насколько это может быть эффективным? Ведь, по сути, манипуляции ведутся вслепую.

— Вполне может быть эффективным. Манипуляция сознанием — это вопрос так называемого массовидного явления. Габриэль Тард, французский социолог XIX века, определил участников этого явления как «публику» (помимо всем известной «толпы»). Публика — это «группа индивидуумов, физически разделенных и соединенных чисто умственной связью». Подростки, объединенные в группы «по интересам» в сетях, под это определение, безусловно, подпадают. История, которая сейчас происходит, на мой взгляд, очень опасна. Принимая во внимание подростковое взаимодействие и общение, можно предположить, что информация о сайтах-убийцах в дальнейшем будет охватывать все больше детей, многие из которых станут членами этих групп. Это означает, что количество суицидов увеличится.

— Может ли дилетант так изощренно выстроить квест, подталкивающий ребенка к самоубийству?

— Дилетант не может выстроить подобный квест. Дилетант в лучшем случае может запустить в сеть информационный фейк, который вызовет, например, панику среди читателей или пользователей. Манипуляция, которую мы наблюдаем, профессиональна, сайты, пропагандирующие суициды, размножаются и делятся, как раковые клетки. Это всё видимые факты. Они свидетельствуют о том, что есть кто-то, кому это необходимо, — они умеют решать вопросы своего присутствия в самой мощной российской социальной сети. И не боятся этого.

— Можно ли считать условного манипулятора психически здоровым человеком? Зачем вообще человеческой природе нужен кайф от подавления воли другого человека?

— Подобный манипулятор может быть как психологически нездоровым, так и нравственно ущербным. По сути, это преступник, который посягает на личную безопасность. Возможно, он испытывает кайф от процедуры порабощения, имеет потребность порабощать других, не неся за это никакой ответственности.

— Изучались ли эти вопросы наукой? Каков механизм программирования сознания извне? Интересна чисто медицинская подоплека такого механизма.

— Данные вопросы изучались нейропсихологами. Существует такая дисциплина — экспериментальная нейропсихология. То есть тема подобной манипуляции никак не ящик Пандоры, существуют общеизвестные факты использования манипуляционного воздействия, их описания. Все это можно найти в научных источниках. Но истинный смысл данных исследований понятен, естественно, только профессионалам.

— Есть ли врожденный иммунитет у психики от манипуляций?

— Деструктивному влиянию более подвержены физически и психологически ослабленные личности, так как они в принципе более внушаемы. Это пожилые люди, люди, перенесшие личную трагедию (потеря близкого человека, семейный развод, расставание с любимым). Подростки, да и дети других возрастов, являются, безусловно, самой беззащитной мишенью из-за неспособности критически осмысливать информацию, потребности попробовать запретное, протеста против родителей и желания группироваться или искать единомышленников. Дети легко поддаются влиянию.

Иммунитет от внушения, сами понимаете, не стопроцентная защита, но все же есть. Иммунитет, как правило, основан на контакте с родителями, уровне интеллекта ребенка, увлеченности интересами вне поля виртуального мира (книги, спорт). Есть провоцирующие внушение факторы: наличие суицидальной наследственности, увлеченность наркотиками, социальная маргинальность семьи, эгоцентричность и эмоциональная отдаленность родителей, индивидуальные психологические особенности подростка, темперамент. К сожалению, существуют провоцирующие факторы ситуационного характера: неуспехи в учебе, несчастная подростковая влюбленность, конфликт с родителями, поиск смысла жизни, стремление к физическому одиночеству.

— Как защититься самому и защитить ребенка? Эффективна ли слежка за ним?

— Я считаю, надо эффективно использовать как контролирующие, так и психологические методы. Слежка за ребенком — это скрываемый метод. И если подросток разоблачит родителей, это может серьезно подорвать его доверие. Что можно посоветовать? Необходимо знать, где находится ребенок в конкретный момент, чем занимается. Такую информационную «отдачу» надо воспитывать с раннего возраста, чтобы ребенок был приучен сообщать о себе. И конечно, в семье должно постоянно присутствовать общение родителя с детьми, его включенность в подростковые личностные проблемы, любовь. Но у нас, к сожалению, есть семьи, которые подавлены социально: неполные, бедные семьи, семьи, в которых есть еще дети-инвалиды, и все внимание сфокусировано на них. В такой семье подросток может потеряться. Я не стал бы в этом винить только родителя.

— Чего ни в коем случае нельзя делать взрослому, заметившему за своим ребенком «странности»?

— Если есть подозрения, то возможны два пути. Невключенное наблюдение, может быть, проверка его контактов в интернете. Но если нет ресурсов и не уверены, то лучше не надо. А самое основное — проанализируйте отношения с ребенком, по возможности проводите вместе время, общайтесь наедине. Но, например, немедленно тащить к психологу, устраивать истерические разборы точно не надо. Ограничение доступа к интернету? Будьте уверены, подросток найдет интернет, как только выйдет из дома.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow