СюжетыПолитика

Поиск «допинговой программы»

По следам газетной публикации в США началось следствие

Этот материал вышел в номере № 53 от 20 мая 2016
Читать
По следам газетной публикации в США началось следствие

Министерство юстиции США начало расследование в связи с прозвучавшими в СМИ заявлениями о том, что десятки российских спортсменов могли принимать допинг c ведома и поощрения государства. Федеральная прокуратура Восточного округа Нью-Йорка пытается выяснить, существовала ли на самом деле российская «допинговая программа».

Об этом сообщила газета The New York Times со ссылкой на два неназванных источника. На момент написания материала в минюсте и ФБР отказались подтвердить или опровергнуть эту информацию, но она выглядит правдоподобной. Вспомним, что именно прокуратура Восточного округа инициировала в недавнем прошлом антикоррупционное расследование в отношении ФИФА.

«Экстерриториальное применение юрисдикции американских судов»

Многие задают вопрос: какое до этого дело Америке? В случае ФИФА футбольные функционеры использовали для своих схем американские финансовые институты, поэтому генеральный прокурор США добивается экстрадиции подозреваемых для предъявления им обвинений. В случае допингового скандала объяснение схожее: его фигуранты — российские чиновники и спортсмены — могут иметь банковские активы в США. Эта счета будут заморожены, если следствие получит подтверждение фактов, изложенных журналистами.

Расследование минюста можно назвать триумфом «четвертой власти», прямой реакцией на выступления СМИ:

передачу «60 минут» CBS и статью в The New York Times. А еще раньше был документальный фильм ARD, послуживший причиной для проведения расследования и публикации доклада Всемирного антидопингового агентства — ВАДА.

Допинговые скандалы в США традиционно становятся ведущей темой новостей и вызывают широкий резонанс. Будь то олимпийский спорт, где многие американские атлеты до сих пор выступают в качестве любителей. Или спорт профессиональный — с миллионными контрактами баскетболистов, бейсболистов, хоккеистов и футболистов (не путать с «соккером», как здесь называют привычный нам футбол). Уличенные в применении допинга велогонщик Лэнс Армстронг и легкоатлетка (бег и прыжки в длину) Марион Джонс из национальных героев в одночасье превратились в «спортивных париев» — без контрактов, без славы, без доброго имени. Расследование американского минюста — не столько «заговор англосаксов против России», как выразилась одна известная российская спортсменка, сколько отражение отношения американского общества к допингу в спорте — отнюдь не толерантного.

Впрочем, трудно представить, что в этом деле вообще обошлось без политики. Хотя бы потому, что главные разоблачители «допинговой системы» — супруги Степановы и профессор Родченков — скрываются сейчас в США и вполне могут называть себя здесь «политическими беженцами». В Кремле к расследованию нью-йоркской прокуратуры отнеслись «с известным скепсисом и с известной долей непонимания и неприятия» — слова пресс-секретаря Пескова. «Экстерриториальное применение американской юрисдикции» — об этом говорят в Москве сейчас, как говорили и в случаях с Бутом и Ярошенко. Американская Фемида на критику Кремля не реагирует.

Бегунья с микрофоном — сюжет для кинофильма

История, показанная в программе «60 минут», могла бы лечь в основу голливудского блокбастера с элементами мелодрамы. Она — бегунья, годами принимавшая допинг по приказу тренеров и спортивных чиновников. А он — сотрудник РУСАДА, российского антидопингового агентства. Юлия и Виталий Степановы живут сейчас в скромной квартире (onebedroom)… «где-то в США». Точное местонахождение скрывается — из соображений безопасности. Они стали главными героями репортажа «Темный секрет России» (Russia’s Dark Secret), показанного телеканалом CBS в программе «60 минут» 8 мая. Тестостерон, тренболон, параболан… Юлия, бегунья на дистанцию 800 метров, известная спортивному миру под фамилией Русанова, на камеру признается, что принимала все эти стероиды. В российском спорте, объясняет она репортеру, есть свои «неприкасаемые» — спортсмены, которым ни при каких обстоятельствах не грозит быть уличенными в применении допинга, потому что их секрет охраняют тренеры, врачи, вся система. Допинг помог Юле получить путевку на Олимпиаду-2012 в Лондоне. Кстати, познакомилась она с будущим мужем на семинаре, посвященном борьбе с запрещенными препаратами. Виталий говорит: «Я хочу, чтобы спорт был честным. Чтобы победители были его истинными героями, а не подделками». Через 15 минут на самом первом свидании он столкнулся с реальным миром. Юля призналась, что принимает допинг, как и остальные члены команды. А когда Виталий предложил ей помощь, она сказала: РУСАДА не поможет бороться с допингом, эта организация помогает завоевывать медали, подделывая результаты проверок на допинг.

Несмотря на явный производственный конфликт интересов, спортсменка и контролер поженились. «Теперь Виталия дома ждал допинг, а на работе — коррупция»,

— констатирует автор репортажа, корреспондент CBS Армен Кетеян. Степанов вспоминает, как ему предложил взятку вице-президент крупной спортивной федерации, он должен был снять с допинг-контроля одну из спортсменок. Виталий отказался, но когда он рассказал об этом случае начальству, то услышал: «Что происходит в России, остается в России». Фраза, знакомая американцам: это девиз курорта Лас-Вегас. Не найдя поддержки в РУСАДА, Соломин начал жаловаться в ВАДА — Всемирное антидопинговое агентство. За три года он разослал 200 электронных и 50 обычных писем. Но в ВАДА ему ответили, что «не имеют возможности» провести расследование внутри России. Может быть, все же «не имели желания», уточняют журналисты.

«Крестовый поход» против допинга закончился для Степанова увольнением с работы, а жена подала на развод. Виталий признался, что был готов признать свое поражение и идти работать московским таксистом. И тут Юля получает травму, теряет шанс поехать в олимпийский Лондон и сразу перестает быть «неприкасаемой». Она попалась на допинг-тесте, что грозит неминуемой дисквалификацией.

За несколько дней до расторжения брака Юля передумала разводиться с Виталием. Степановы решили действовать сообща. Юлия тайком записывала на телефон разговоры о запрещенных препаратах: с тренером, врачом команды, коллегами. Записанная подобным образом олимпийская чемпионка лондонских Игр в беге на 800 метров Мария Савинова призналась: «Тренер помог мне скрыть результаты тестов. По-другому нельзя. Каждый (спортсмен) в России «сидит» на фармацевтике».

Виталий Степанов записал 15 часов разговоров с бежавшим в Америку Григорием Родченковым — главой олимпийской лаборатории в Сочи, куда в дни Олимпиады поступали результаты тестов на допинг. Еще раньше Родченков возглавлял лабораторию в Москве. Впервые об этом «профессоре спортивной фармацевтики» сообщила программа «60 минут». Последовавшая статья в «Нью-Йорк таймс» с разоблачениями Родченкова, который сейчас получил работу в лаборатории в Лос-Анджелесе, вызвала куда больший резонанс, чем записи Степановых. Чего стоят одни утверждения о том, что масштабная операция по подмене пробирок с мочой российских спортсменов в Сочи проходила под контролем и с участием ФСБ?

Или рассказ о том, как Родченков создал алкогольные коктейли для спортсменов, позволяющие скрывать следы допинга? По меньшей мере четыре чемпиона Сочи применяли стероиды, и их анализы были заменены, утверждает глава лаборатории.

Предатели или общественные информаторы?

«Предатели», — отвечают на этот вопрос депутаты и спортивные чиновники, журналисты федеральных СМИ. Российская версия истории: все началось с того, что обиженная на страну спортсменка, пойманная на допинге, решила отомстить «обидчикам». Главный посыл их разоблачений: «отрабатывают американскую прописку».

Американские СМИ называют эту тройку «общественными информаторами», whistleblower — дословно, «теми, кто дует в свисток» , обращает внимание общества на неприглядные тайны властей предержащих.

В США есть своя фигура, вызывающая жаркие споры на тему «патриот или предатель», — Эд Сноуден.

Разоблачения Степановых, подхваченные прессой, вынудили Всемирное антидопинговое агентство провести расследование в отношении российских спортивных властей. Оказалось, что это вполне возможно. В 300-страничном докладе отмечается «пустившая глубокие корни культура обмана», которая распространяется до самого верхнего круга российских чиновников. Взятки, подмена мочи и прочие методы фальсификации тестов на допинг. После новой серии сенсаций — статьи в The New York Times с откровениями Родченкова и начала американского спецрасследования — Международный олимпийский комитет ставит вопрос о возможной дисквалификации всей российской сборной в Рио — в случае, если ВАДА подтвердит факты государственного участия в махинациях с допингом, изложенные Родченковым. Команду расследователей возглавляет Матье Холц, бывший майор французской жандармерии и агент Интерпола.

Ясно, что проблема допинга гораздо шире государственных границ одной страны. Допинг превращает современный спорт больших достижений в состязание не столько спортсменов, сколько фармакологов. Повторный анализ 454 пробирок участников Олимпиады в Пекине в 2008 году выявил «подозрительные результаты» у 31 атлета из 12 стран , представляющих шесть разных видов олимпийской программы. Теперь МОК проведет повторный анализ 250 пробирок участников Олимпиады в Лондоне. Десятки спортсменов, оказавшихся фальшивыми «героями спорта», в которых «мы твердо верили», будут дисквалифицированы, не допущены к Олимпиаде. А инициировали эту волну российские разоблачители и западные журналисты.

Еще одна участница программы «60 минут» — американская бегунья на дистанцию 800 метров Алисия Монтанья. Она заняла в Лондоне лишь пятое место. Российские спортсменки, получившие золотую и бронзовую медали, обошли ее на финише.

«Я бежала с роботами, — говорит Алисия. — Это уже не вполне люди, химические препараты изменили их».

Теперь российским спортсменкам грозит пожизненная дисквалификация, а американка может «задним числом» получить бронзовую медаль Лондонской олимпиады. «Это очень важно, — говорит Алисия. — Когда встречаешься со спонсорами, они спрашивают прежде всего, есть ли у тебя медаль». Монтанья готовится выступить в Рио. Мечтает выйти на беговую дорожку и Юлия Степанова. Она направила петицию, в которой просит разрешения выступить на Олимпиаде — без команды, под олимпийским флагом.

В большой спорт вернулась холодная война. Тогда победа в спортивной схватке воспринималась как триумф одной политической системы над другой. Хоккей и фигурное катание были больше, чем просто спорт. В преломлении сегодняшнего дня победа «наших» в Сочи — это триумф «истинных ценностей» и «духовных скреп» над «бездуховностью» и «толерастией» Запада. Какими средствами «духовность» побеждает» — вопрос второстепенный. Американские СМИ сегодня вспоминают 70-е и 80-е годы прошлого века: «неудержимую восточную машину» легкоатлеток и пловчих из ГДР. В свете допинговых разоблачений забытый, казалось, навсегда фильм «Рокки-4» снова актуален. И не потому, что советский боксер в этом фильме был напичкан стероидами. Не все помнят, что заканчивалась картина призывом «измениться» и лучше понять друг друга — русским и американцам. В 2016-м звучит так же свежо, как в 1986-м.

Вашингтон

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow