СюжетыОбщество

Троцкий на острове

У нас такие вожди и цари, что без скандала их не увековечишь

Этот материал вышел в номере № 52 от 18 мая 2016
Читать
У нас такие вожди и цари, что без скандала их не увековечишь
Изображение

С моей-то фамилией написать пару абзацев про Троцкого — все равно что лечь на интернет-пулемет. Тут же изрешетят яростными откликами. Но вот приходится сообщать читателям, что возле столицы Татарстана, на волжском острове-граде Свияжске, открыли музей Гражданской войны, где видное место отведено этому безжалостному вождю революции, оставившему необычайно кровавый след при освобождении Казани от белогвардейцев. По такому случаю мнения граждан, можно сказать, поделились. Одни — противники Троцкого, другие — сторонники его противников.

Музея, увековечивающего Троцкого, в регионах России вроде бы больше нет. При этом есть, например, музей Молотова в городе Нолинске (Кировская область), а этот сталинский нарком тоже не отличался политической чистоплотностью. Однако музей Молотова — частный, а музей в Свияжске — государственная затея. Сам Минтимер Шаймиев присутствовал на его открытии. И как бы его создатели ни поясняли, что они лишь отдают дань историческим событиям, Троцкий все равно выйдет на первый план экспозиции. И неизбежно утвердится такое вот интернет-мнение: «Самое противное, что под прикрытием музея Гражданской войны создали музей Троцкого-Бронштейна. Приплели только мифы и слепили хероя».

Кое-какая польза от Троцкого все-таки нашлась: его зловещая фигура в новом музее отвлекла внимание казанцев от одновременно возникшего скандала с Екатериной II. Императрица не брала Казань с пальбой из пушек. В 1767 году она мирно, не превышая скорости, въехала в город на карете без мигалки. В ознаменование этого давнишнего события мэрия Казани вдруг объявила конкурс на создание памятного знака с намерением установить его в исторической части города. Но тут встрепенулась общественность. Организация «Всемирный форум татарской молодежи» направила в мэрию письмо о неоднозначной роли Екатерины II в истории. «Именно при Екатерине, — говорится в письме, — случилось Пугачевское восстание, которое было потоплено в крови». В письме отмечены ее гонения на башкирский, еврейский, крымско-татарский и ногайский народы. Достаточно того, считают молодые общественники, что на центральной улице Казани в память о визите императрицы установлена копия ее кареты.

К карете претензий нет (когда-нибудь в Чите установят желтую «Ладу-Калину», к которой тоже не будет претензий). А вот что теперь делать с памятным знаком, для которого место в Казани уже выбрано? Может, прямо тут удостоить чести не Екатерину, а кого-нибудь другого? Ну как это было 11 лет назад с бюстом Петра Первого.

Бюст был подарен Казани к ее 1000-летию администрацией Санкт-Петербурга. Уже соорудили постамент в центре города, но на улицу вышли пикетчики с плакатами: «Петр I — отец духовного геноцида татарского народа». Всетатарский общественный центр и Союз мусульманских женщин Татарстана собрали несколько тысяч подписей против установки царского бюста. В мэрии подумали и заменили бюст: вместо Петра на готовый постамент водрузили Льва. Не пугайтесь, не Троцкого. Историк и литератор Лев Николаевич Гумилев, несмотря на его спорные взгляды, устроил всех горожан. Не царь и не вождь, никого не сживал со света. И даже не принуждал читать свою пассионарную теорию этногенеза.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow