СюжетыОбщество

Курорт имени Ленина

Чего ждать отдыхающему в Крыму?

Этот материал вышел в номере № 50 от 13 мая 2016
Читать
Чего ждать отдыхающему в Крыму?
Набережная Ялты. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Набережная Ялты. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

Туристический сезон-2016 — шанс для Крыма. На фоне запрета полетов в Египет и Турцию на полуострове не только отслужены молебны «о сохранении и развитии курортов», но и отремонтирована трасса Керчь — Симферополь. Крымские банкоматы и магазины начали принимать карты Visa и MasterCard. Но перечеркнуть все эти достижения может застывший в головах и сервисе Советский Союз…

Эконом не эконом

На автовокзале Феодосии пахнет выпечкой. Вдоль платформы стоит десяток ларьков, половина из которых — «Чебуреки» и «Хачапури». Если вы турист с ограниченным бюджетом, скажем, до 2000 рублей в сутки, то, вероятно, вы клиент этих ларьков.

— Все свежее, все сегодняшнее, — продавец Людмила обводит рукой товар: хачапури по 40 рублей, сосиска в тесте по 50, слойки без начинки по 20. Есть еще чай по 15 рублей и кофе «3 в 1» по 25.

Переписывание ценников прерывает опустившаяся на плечо рука.

— Такси по городу, за город, — седой пузатый мужчина в футболке Boss смотрит на меня, будто предлагает выпить. — Братан, такси надо?

Не успеваю открыть рот, а он уже продолжает:

— Ну я же вижу, что ты с портфелем стоишь. Приехал, значит.

— До Геологической улицы сколько?

— 400 рублей всего, садись, — он показывает на зеленый Datsun.

Гостиница находится в 700 метрах от автовокзала. От такси отказываюсь.

До гостиницы «Лазурная», которая оказывается частным домом с пристройкой на 28 номеров, добираюсь за 15 минут. Освещение в Феодосии, как и в прошлом году, — только на улице Федько, где расположены автовокзал и ж/д станция Айвазовская. На самой Геологической улице приходится плутать с фонариком. Хозяйка Светлана периодически звонит и консультирует: «Зеленые ворота прошли? Ну вот, прямо идите по той же стороне».

Спустя две минуты после очередного звонка меня окликают сзади: «Иван? Прошли уже». На нужном доме не оказалось номера.

— У нас ничего роскошного, все для среднего класса, — объясняет Светлана, провожая в номер. — Кухня общая (показывает пальцем на навес с электрической плитой, мойкой и двумя столами). Удобства у вас будут на улице. Вон там кабинка стоит. Ну что вы хотели за 600 рублей?

— А сколько с удобствами в номере?

— От 800, но сейчас все занято. Майские же праздники.

Мой номер — комнатушка с двуспальной советской кроватью и табуреткой. Больше в ней ничего и не поместится.

— Я вам сейчас еще одеяло принесу, — спохватывается хозяйка. — Двери закрывайте, а то комаров запустите.

— Сколько у вас летом стоит остановиться?

— Этот номер? Тысячу.

— Мне с семьей, у меня ребенок годовалый.

— С детьми… ну вам тогда душ ведь в номере нужен и места побольше… и кондиционер… 2300. Я вам скидку сделаю.

Когда Светлана уходит, начинаю мониторить местный рынок жилья для туристов. Самый дешевый вариант с собственной душевой кабинкой и туалетом на лето — 1200 рублей в сутки; с кондиционером, санузлом и собственной мини-кухней — 3700. С кондиционером, санузлом, питанием и недалеко от моря — от 4300.

На следующий день мне предстояла долгая дорога к пляжу. Хочешь отдыхать бюджетно — будь готов поработать ногами. От «Лазурной» до центральной набережной Феодосии два с лишним километра.

Бюджетного туриста, конечно, интересует и бюджетная еда. Недорогие кафе и столовые лучше искать в 3–4 кварталах от набережной. Куриный суп, картошка с мясом и компот обойдутся в таких заведениях в 250–300 рублей. Бокал местного вина (100 г) — от 50 рублей.

— В прошлом году у нас была неплохая выручка, — признается управляющий кафе «Сакура» Вадим. — Было достаточно туристов именно нашего сегмента: тех, кто смотрит на ценники. Мы еще специально подемпинговали: сделали целый ряд блюд на 10–20, даже 30 рублей дешевле, чем у конкурентов, и в итоге у нас постоянно были посетители.

По словам Вадима, речи о том, чтобы за сезон заработать деньги, которых хватит на весь оставшийся год, сейчас не идет. «Заработок в 3–4 раза ниже, чем до санкций. Стараемся не закрыться».

Тема доступности отдыха на полуострове волнует многих крымчан, работающих в области туризма.

— Лично я уже решил идти на финансовые уступки, — говорит владелец передвижного тира Олег Бондаренко. — Цену опустил ниже плинтуса: в прошлом году выставил 250 рублей за 20 выстрелов и прогорел, сейчас — 150 рублей. На майских за три дня 2000 «поднял». Но разве это деньги? Люди нужны, постоянный поток…

Для туриста эконом-класса, впрочем, подобные тиры могут стать едва ли не единственным доступным развлечением. Отдохнуть культурно — уже дороже. Вход в музей Ивана Айвазовского (маринист прожил в Феодосии 55 лет, здесь выставлено 417 его работ) — 300 рублей, с экскурсией — 350. Задешево полюбоваться знаменитыми крымскими дворцами или природными объектами не удастся — экскурсионные туры стоят от 2500 рублей с человека. Добираясь самостоятельно, можно сэкономить не больше 500–600 рублей, зато просчитывать придется каждую минуту: за сутки из Феодосии в ту же Ялту, где находятся Ливадийский, Воронцовский и Массандровский дворцы, ходит всего шесть рейсовых автобусов, три из которых — ночные.

Изображение

Очень средний средний

Старый «Эталон» трясется в сторону Ялты. Каждые 20–30 минут водитель останавливается и подбирает нового пассажира — «голосующих» у трассы в Крыму хватает. После Алушты люди сидят уже на подлокотниках.

— Что поделать? Не на зарплату же жить, — человек за рулем вздыхает, когда я представляюсь журналистом. — «Чистыми» у меня 17 000 рублей получается, а остальное вот так: 1500–2000 рублей за рейс. Два рейса в день.

Ялта — признанная курортная столица Крыма. Если феодосийский берег и остальной юго-восток полуострова считаются местом для отдыха эконом-класса, то Ялта — место для людей с кошельком.

— Жилье! Молодой человек, жилье, — выходящих из автобуса пассажиров атакуют женщины с табличками «Сдам квартиру/комнату».

Подхожу к блондинке в фиолетовом плаще.

— Почем квартира?

— 2200.

Идем смотреть.

— Половина лета у меня расписана, уже гости есть, — женщина представляется Анной Николаевной. — Будет хороший сезон. Лучше, чем в прошлом и позапрошлом годах.

— А как тогда было?

— В 2014-м вообще провал. К маю у меня ничего забронировано не было. В июне на неделю гости заехали. В 2015 году чуть получше: июль-август туристы были. Но все равно провал. Даже на работу пришлось устроиться. Уборщицей на вилле в Массандре работала, поваром в столовке на набережной, маникюр на заказ делала. А сейчас дала «ВКонтакте» объявление, что сдаю квартиру, — и заказы пошли. Уже 120 000–150 000, по моим подсчетам, должна заработать… Турцию же с Египтом запретили! Все к нам теперь едут!

Распрощавшись с Анной Николаевной, очень обидевшейся, что я не стал брать квартиру («однушка» в трехэтажном доме, до моря — 15–20 минут ходьбы), иду на городскую набережную. Здесь всегда оживленно, особенно в теплый сезон.

«С лемуром не хотите сфотографироваться, с голубями», «Гадаю на картах», — толпу с разных сторон атакуют торговцы воздухом. На мне останавливает внимание молодой человек в костюме льва из «Мадагаскара». Предлагает сфотографироваться с ним за 150 рублей. Отбиваюсь с трудом.

У причала зазывает на экскурсию на теплоходе «Азов» мужчина в резиновых тапках, коротких черных шортах и майке-алкоголичке.

— Ласточкино гнездо, 500 рублей. На час экскурсия, поедешь? Без высадки — просто с моря посмотрим замок.

Рефат — экскурсовод поневоле: четыре года назад он был матросом на торговом судне. Зарплата — 1500 долларов в месяц. В конце 2011 года подвело здоровье.

— С морем рвать не захотелось, и вот я — совладелец этого катера, — говорит Рефат. — Жизнь, конечно, ни в какие рамки: в хороший сезон еще тысяч 10–12 долларов зарабатывали на брата, а в последние годы просто балуемся, все равно подрабатывать где-то приходится: то на стройке, то еще где.

— Насколько прибыль уменьшилась?

— Раз в пять.

В этом году Рефат тоже ждет хорошего сезона.

— Вопрос, что будет дальше, в 2017 году. Вот об этом надо думать. Если Турцию и Египет разрешат, то люди к нам приедут? Думаю, нет. В Крыму живут одним днем: сегодня взять, а завтра хоть трава не расти.

На ночь останавливаюсь в гостинице на Екатерининской улице. Пять минут до моря, двуспальная кровать, стол, ламповый телевизор и сломанная душевая кабинка с не закрывающимися створками. 2800 рублей. В сезон — от 3500.

— Можно что-то сделать с кабинкой? — спрашиваю у хозяина, который смотрит телевизор на первом этаже.

— Не-а, — он оборачивается ко мне на несколько секунд. — Деньги будут — отремонтирую. Ты лей на пол: там же плитка, ничего не будет.

Вразрез

В музее истории Ялты всего четыре зала. Но хранитель Галина Вешнякова умудряется провести для меня почти часовую экскурсию. Говорит о последнем перед эмиграцией концерте Рахманинова, о жизни царской семьи в Ливадии, о Чехове, о Толстом. Но больше всего заводится, когда речь заходит об армянском композиторе Александре Спендиарове.

— Вот его пенсне, трость, портрет жены, — показывает Вешнякова личные вещи композитора. — Все это нам принесли его родственники. Просто отдали и попросили сохранить. А он жил в доме — две минуты ходьбы отсюда. 15 лет прожил. И представляете, какие мы «благодарные» потомки, — года четыре назад его дом частнику отдали и теперь там номера сдаются. А какой бы музей мог быть!

Билет в музей стоит 100 рублей, а экскурсия — по прейскуранту — 500. Но Галина с меня денег за экскурсию не берет.

— Это начальство сказало, что такая цена должна быть. А я по-другому думаю: вы сейчас единственный посетитель, почему я должна сидеть молча? Может, вы нас друзьям порекомендуете.

500 рублей все же отдаю.

На третий день путешествия по Крыму случилось мне остановиться и в приличном пансионате «Ялта 365». За 1980 рублей дали номер со всеми удобствами, хорошим интернетом и не сломанной душевой кабинкой. Единственный минус — до моря 17 минут ходьбы.

— Мы на лето еще и туры к себе решили организовать. 12 000 на человека в неделю, — говорит администратор Анастасия. — Недорого, да? Экскурсии входят в эту же сумму. За наш счет. Очень низкая маржа, зато свободных мест на лето почти не осталось. Просто решили ставить цены ниже рыночных. Иначе не выжить.


Премиум-класс

Туристу с неограниченным бюджетом предложить свои услуги в Крыму готовы многочисленные трех- и четырехзвездочные отели (пятизвездочных на полуострове нет). Владелец одного из таких отелей на условиях анонимности согласился рассказать, чего ждет сектор премиум-отдыха от сезона-2016.

— После кризиса 2008 года на крымском туристическом рынке сложилось такое соотношение туристов: 70% — из Украины, 30% — из России. При этом россияне почему-то любили приезжать только в июле и августе: ни в июне, ни в сентябре, ни тем более в другие месяцы их здесь не было. Когда мы стали частью России, украинский рынок закрылся для нас полностью. Произошел настоящий обвал. Сезон 2014 года был очень трудным. В 2015 году наметился небольшой рост — 10–15%, потому что Крым все же отвоевал какую-то долю на российском рынке. Но при Украине мы даже в холодное время года имели загрузку 40–50%. Сейчас многие отели стоят пустыми. Я в этом году принял решение: не поднимать цены за проживание, хотя очень хочется — все дорожает, расходы на содержание отеля растут. Но понимаю, что если подниму — останусь без гостей. Буду считать успехом, если загруженность в сезон составит 70–75%, хотя при Украине, конечно, стабильно были все 100%.

По словам хозяина гостиницы, россияне, которые приезжали в крымские VIP-отели до 2014 года, сейчас ехать на полуостров не хотят.

— Упало качество обслуживания, — объясняет он. — Раньше основу обслуживающего персонала у нас составляли приезжие с материковой Украины. Им здесь платили неплохо, они и работали качественно. А сейчас ситуация такая: украинцам ехать сюда и работать в сезон невыгодно, потому что платят, как раньше, а проживание в Крыму теперь в разы дороже; россиянам ехать невыгодно, потому что на материке платят больше, чем здесь. А крымчан, извините, работать не заставишь… Так и теряем клиентов. Они в Европу едут, где кризиса нет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow