СюжетыЭкономика

А наша бедность — пламенный мотор

По версии МЭР, для роста экономики придется временно пожертвовать уровнем зарплат

Этот материал вышел в номере № 49 от 11 мая 2016
Читать
По версии МЭР, для роста экономики придется временно пожертвовать уровнем зарплат
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

В Минэкономразвития предложили ограничить рост зарплат на время кризиса. В Кремле уверяют, что говорить о «четко выраженной позиции» пока рано. Госдума намекает, что депутаты не поддержат это предположение, тем более что речь идет о бюджетной сфере. А экономисты предупреждают: если зарплата не растет в одном месте рынка, она не будет расти и в другом.

В минувшую пятницу Министерство экономического развития опубликовало доработанный проект макроэкономического прогноза на 2016-2019 годы. В понедельник газета «Коммерсант» обратила внимание, что экономический спад в МЭР предлагает остановить путем ограничения зарплат на период кризиса.

План предполагает, что ограничение роста зарплат придется на 2016–2017 годы с последующей компенсацией в 2018–2019 годах. Такие меры, считают в ведомстве Алексея Улюкаева, необходимы, чтобы выйти из рецессии и добиться роста ВВП в 4,5% к 2019 году.

По оценке министерства, эти меры «увеличат число бедных с 13,1% в 2015 году до 13,7% в конце 2017 года с пиком в 2018 году на уровне 13,9% и возвращением реальных доходов и числа бедных к показателям 2015 года в 2019 году».

В понедельник план прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, это лишь одно из предположений, обсуждаемое властями, и в данном случае нельзя говорить о «четко выраженной позиции».

«Продолжаются поиски точек роста российской экономики. Тема, скажем так, оптимизации бюджетных расходов постоянно находится на повестке дня, постоянно обсуждается, и тема, скажем так, оптимизации расходов госаппарата. Эти поиски ведутся, пока говорить о четко выраженной позиции, наверное, не приходится», — заявил Песков.

В свою очередь, спикер Госдумы Сергей Нарышкин отметил, что речь в плане, скорее всего, идет о сокращении зарплат в бюджетном секторе, поскольку зарплаты в частном секторе находятся не в компетенции Минэкономразвития. Нарышкин добавил, что депутаты, возможно, будут против этого предложения.

Со спикером Госдумы согласны эксперты, опрошенные «Новой газетой». В частности, заместитель директора Института «Центр развития» Национально-исследовательского университета Валерий Миронов согласен, что речь идет об ограничении роста зарплат только среди бюджетников, поскольку государство не в состоянии регулировать выплату зарплат в частной сфере.

Однако эксперт предупреждает, что, несмотря на предложения Минэкономразвития («можно заморозить зарплаты, не индексировать пенсии»), попытка выйти из рецессии за счет бюджетников — это «сохранение кормушки для чиновников».

«Мера эта правильная, но она не учитывает коррупционную составляющую. Заморозить рост зарплат придется либо сейчас, либо когда кончится резервный фонд, но гарантий, что в дальнейшем это удастся компенсировать, нет никаких, особенно если учесть некоторые прогнозы о десятилетней рецессии мировой экономики. Зарплаты бюджетников можно замораживать, но не во всех сферах. В госструктурах, например, это приведет к тому, что будет больше взяток. Пока нет нормального антикоррупционного законодательства, а его не будет в лучшем случае до переизбрания Государственной думы, сохранится возможность воровства при госзакупках», — говорит Миронов.

Экс-помощник министра финансов России Олег Буклемишев отмечает, что в МЭР в качестве основного источника инвестиций видят прибыль предприятий, а способом ее нарастить — сдерживание зарплат.

«Когда речь идет об ограничении роста зарплат, Минэкономразвития думает скорее об инвестиционном развитии экономики. В качестве основного источника инвестиций они видят прибыль предприятий, а способом нарастить ее — сдерживание зарплат. Мне кажется, что в этом случае одного материального стимулирования недостаточно. Далеко не факт, что возросшая прибыль будет инвестирована в собственное производство», — полагает экономист.

При этом он считает, что речь идет о сдерживании зарплат как в государственном, так и в частном секторе: «Это как сообщающиеся сосуды. А рынок труда — единый рынок. Если зарплата не растет в одном месте, то она не будет расти и в другом. В этом случае глупо ожидать рост зарплат в госсекторе. В этом случае совершенно иной сценарий, он прямо противоположный (посткризисному сценарию 2011—2013 гг.). Это сценарий не потребительского спроса, а инвестиционного».

«Это интеллектуальная провокация, — категоричен Никита Масленников, советник Института современного развития. — Есть другие способы, за счет которых можно добиваться экономического роста, например, сократить государственные расходы. Предложение Минэкономразвития — сценарная заготовка. Рост ВВП на 4,5 % практически невозможен. Если правительство не будет заниматься структурными реформами, то в ближайшие десятилетие рост ВВП не превысит 1-2 процентов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow