СюжетыКультура

Голливуд 30-х слушает Бетховена

Канны-2016. В параллельных программах — российские картины

Этот материал вышел в номере № 49 от 11 мая 2016
Читать
Ползучий клерикализм и заасфальтированное общество. Участники Канн от России в этом году создали свои проекты без помощи Минкультуры
Фото: EPA
Фото: EPA

Приближается открытие главного мирового киносмотра, и его победительный настрой не только радует, но и раздражает…

Не успели кинокритики объявить программу и нынешний состав участников — чуть ли не самой сильной за всю историю Каннского фестиваля, — как стали раздаваться голоса об усталости, увядании форума… Мол, вместо того, чтобы открывать новые территории, авторов, фестиваль почивает на лаврах звездных имен.

Хотя подавляющая часть «киногенералов», участвующих в конкурсе, и открыты именно Каннами. Так же, как и целые кинематографии, вроде румынской. Да, фестиваль формирует свою «кинематографическую семью». И обычно присматривается к работам уже однажды избранных, отмеченных «Пальмовой ветвью» и прочими каннскими наградами. Но только если работа мастера заслуживает внимания. К примеру, дважды лауреат «Золотой пальмовой ветви» Эмир Кустурица с фильмом «Млечный путь» пролетел мимо конкурса. Правда, немедленно пожаловался прессе, что

его фильм отклонен из-за политики, точнее, из-за его поддержки политики президента Путина и присоединения Крыма.

«У меня есть подозрение, что кто-то отдал приказ не брать мой фильм», — заявил Кустурица, не приведя доказательств вопиющего заговора.

И все же мало кто будет спорить: история мирового кино в значительной степени пишется с учетом каннского лауреатского списка.

«Это фестиваль не только звезд, но прежде всего авторов», — вновь и вновь повторяет генеральный директор кинофестиваля Тьерри Фремо.

Из 1869 кинопредложений Селекционным комитетом было отобрано 49 фильмов из 28 стран.

Двадцать из них будут соревноваться за «Золотую пальмовую ветвь».

Любопытно, что организаторы вспомнили о гендерном равенстве. В основном конкурсе три женские работы. «Американский мед» — первый американский проект Андреа Арнольд. Николь Гарсиа, французская актриса и режиссер, сняла драму о Второй мировой войне — «Каменная болезнь». Марен Аде привезет фильм «Тони Эрдманн» — об отце, который устраивает ловушки дочери, считая, что та потеряла чувство юмора.

Постоянные члены элитного «каннского клуба» привозят свои новые работы, так сказать, в виде отчета перед мировым киносообществом. Педро Альмодовар, Джим Джармуш и Джефф Николс, Дарденны, Оливье Ассаяс и Николас Виндинг Рефн, Ксавье Долан и Брюно Дюмон, Кен Лоуч, Пол Верховен, Кристиан Мунжиу, Брийанте Мендос…

И рядом с ними — новички. Кто знает, возможно, после объявления лауреатского списка и их имена превратятся в «каннскую номенклатуру».

Традиционно красная дорожка в фестивальный дворец и усеявшие ее фотографы не будут скучать без звезд. Актеры Роберт де Ниро, Кристен Стюарт, Адам Драйвер, Рассел Кроу, Марион Котийяр, Шайа ЛаБаф, Шарлиз Терон, Хавьер Бардем, Винсент Кассель, Жюльетт Бинош, Сейду, Изабель Юппер. Поклонники уже готовят блокноты для автографов, лесенки и складные стулья — для многочасовых дежурств на Круазетт.

Председателем жюри основного конкурса станет австралиец Джордж Миллер («Иствикские ведьмы», «Бэйб…», мультфильм «Делай ноги»), экспериментирующий с разными жанрами, автор приключенческой саги «Безумный Макс: Дорога ярости», премьера которой и состоялась в прошлом году в Каннах. Продюсер Александр Роднянский вошел в состав жюри премии «Золотая камера» 69-го Каннского международного кинофестиваля. Роднянского тоже можно отнести к «каннской номенклатуре», ведь их со Звягинцевым «Левиафан» взял приз за сценарий в основном конкурсе Канн.

Покажут новую работу Стивена Спилберга «Большой и добрый великан». И сразу две работы Джармуша. Документальная лента об Игги Попе Gimme Danger — в рамках «Полуночных показов»; игровая картина про простого водителя, поэта в душе «Патерсон» — в основном конкурсе.

Откроет 69-й Каннский кинофестиваль фильм Cafe Society (в российском прокате «Красивые люди») Вуди Аллена. Трагикомедия о юноше, отправившемся покорять Голливуд 1930-х годов.

Помимо «Соляриса» Тарковского (отреставрированную «Мосфильмом» копию покажут в «Каннской классике») Россия на смотре представлена двумя работами. Заметим: едва ли не впервые — независимыми от государства.

Кирилл Серебренников. Фото: ТАСС
Кирилл Серебренников. Фото: ТАСС

Фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» — киноинтерпретация пьесы Мариуса фон Майенбурга «Мученик», с успехом идущей в «Гоголь-центре». Картина — о ползучем клерикализме, которому сегодня все труднее противостоять. Понятно, что денег на подобное кино у Минкульта и не просили.

В программе «Двухнедельник режиссеров» — новая анимационная работа Гарри Бардина «Слушая Бетховена» — о свободе в «заасфальтированном» обществе. Торжественное шествие — Alegretto из 7-й бетховенской симфонии. По расчерченным квадратам ездят механические пылесосы и гусеницами давят редкие пробивающиеся в расщелинах зеленые ростки. Рукава пылесосов втягивают ссохшиеся листья. Но новые ростки пробиваются… Армия машин растирает в пыль остатки зелени, увозит их в гробовых контейнерах. В финале звучит победительная тема 9-й симфонии.

Гарри Бардин. Фото: РИА Новости
Гарри Бардин. Фото: РИА Новости
Кадр из анимационого фильма Бардина «Слушая Бетховена»
Кадр из анимационого фильма Бардина «Слушая Бетховена»

Оптимизм — наивный, не оправданный нынешними настроениями, очень бардинский. И, как оказывается, имеет универсальное звучание.

На фильм Бардина деньги собирали сами зрители на сайте Планета.ру. Фильм «Ученик», вошедший во вторую по значимости программу «Особый взгляд», также создан на средства инвесторов. Как сказал романтик Бардин: «Общество отшвартовывается от пристани «Государство». А кинематограф?

Канны

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow