КолонкаПолитика

Взломанное общество

Там, где нет приватности, нет и публичной сферы

Этот материал вышел в номере № 47 от 4 мая 2016
Читать
Там, где нет приватности, нет и публичной сферы
Изображение

Разрекламированный «защищенный» сервис обмена мгновенными сообщениями Telegram, созданный основателем «ВКонтакте» Павлом Дуровым, был взломан. По странной случайности взлом коснулся представителей российской оппозиции — сотрудника ФБК Георгия Албурова и активиста Олега Козловского. Оба по еще одной случайности были пользователями сотового оператора МТС, у которого как назло отключилась доставка СМС своим абонентам — именно на период хакерской атаки. Взлом, по всей видимости, шел по уже отработанной модели — путем изготовления дубликата сим-карты, к оригиналу которой привязан аккаунт в Telegram (формально это даже не взломом, а подмена владельцаРед.). Третье совпадение — в прошлом году у еще одного пользователя МТС, журналиста «Новой газеты» Романа Анина, была аналогичным образом взломана электронная почта. Дуров рекомендовал пользователям, беспокоящимся о безопасности своих данных, пользоваться двухфакторной авторизацией — то есть для входа в систему использовать не просто пароль, но и специальный пин-код, который приходит пользователю через СМС. Совет довольно странный: двухфакторная авторизация хорошо работает в странах, где существует частная собственность, операторы сотовой связи беспокоятся о своей репутации, а судебная система работает на защиту прав граждан. В российских условиях она, таким образом, практически бесполезна. В техническом смысле слова

это означает, что если вы беспокоитесь за приватность в Сети, вы должны избегать любых решений, связанных с российскими компаниями, в частности, с сотовыми операторами.

Альтернативой сейчас становятся, например, приложения вроде Signal, предлагающего полное шифрование канала связи между двумя абонентами на основе open-source платформы. Последнее принципиально важно, поскольку коммерческую компанию, легально работающую на территории России, можно заставить раскрыть свое шифрование компетентным органам, что исключено в том случае, если криптография, которую вы используете, основана на открытом коде.

Впрочем, техническая сторона борьбы за приватность — это вечная история совершенствования способов нападения и защиты. Гораздо важнее, что происходит в этом смысле в сфере идеологии. Кража личных данных становится в России обычным способом делать политику.

Приватности не существует ни для кого — не только для оппозиционеров, но и для их оппонентов — одиозных фигур, олицетворяющих нынешнюю пропаганду, таких как Дмитрий Киселев. Фрагменты его личной переписки недавно опубликовала группа «Анонимный интернационал» — оставшаяся часть архива выставлена на аукцион. Проблема в том, что подобная хакерская активность, вне зависимости от того, в чьих интересах она формально выполняется, чаще всего указывает на спецслужбы — именно у них есть соответствующие компетенции и мотивация. Взломанное общество становится беззащитным перед лицом анонимных «доброжелателей» и «разоблачителей». Вместо того чтобы радоваться возможности покопаться в довольно глупой переписке Киселева, стоило бы задуматься о том, что для такого рода расследований в цивилизованном мире требуется санкция суда. И было бы хорошо, если бы это правило действовало для всех. Потому что там, где нет приватности, нет и публичной сферы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow