В 2001 году, когда я был в газете стажером, новости о грядущей пенсионной реформе казались судьбоносными, и собирать под них комментарии было волнительно. Но за последние 15 лет реформирование превратилось в форму существования пенсионной системы, что, однако, не избавляет нас от необходимости изучить поступившие предложения.
Как сообщает «Коммерсантъ», Минфин и Банк России подготовили «Концепцию индивидуального пенсионного капитала». Документ, как можно понять, решает двоякую тактическую задачу: ликвидировать действующую трехчастную систему, которая за годы реформ и правда пришла в негодность, но сохранить при этом накопительную компоненту, сделав ее в большей степени добровольной. А то оппоненты Минфина из социального блока уже не первый год пытаются и вовсе вернуть систему в ее исконное солидарное, то есть советское состояние. Важно перехватить повестку.
Впрочем, первая половина концепции предлагает фактически отдать все существующие отчисления, которые платит работодатель, а именно 22% от зарплаты, в тот самый «общий котел». Там же после реформы должны оказаться все накопления «молчунов», то есть людей, которые не примут самостоятельного решения относительно будущего своей пенсии. Что ж, социализм «по умолчанию», как мне кажется, вполне отвечает потребностям и устремлениям большинства.
С накопительным компонентом все будет сложнее, зато, при благоприятном исходе, на выходе ожидается прибыль. Но для того чтобы получить ее, нужно будет отдавать часть денег из собственной зарплаты. Исключительно в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Сознательный гражданин сам решит, сколько и в какой период он готов откладывать на будущую пенсию — в интервале от 0 до 6%. А чтобы было не так обидно, он получит льготы по уплате подоходного налога и некоторое снижение выплат в ПФР (это уже бонус работодателю).
Самый главный пряник, впрочем, в том, что эти новые «накопления» предлагается признать собственностью гражданина, а не государства, как это прописано в законе сейчас. Будут и разные варианты распоряжения этими деньгами. Например, получение их части наличными при выходе на пенсию или даже возможность «снять» всю сумму, если она потребуется для лечения тяжелого заболевания (в рамках действующей системы досрочный уход из жизни означает, что человеку ничего платить не нужно, и его накопления оказываются в общем котле).
Думаю, против такой схемы ни социальный блок, ни правительство в целом возражать не будут, а вот идея авторов концепции передать в собственность граждан уже сделанные ими накопления наверняка будет встречена в штыки. Не для того же их три года подряд замораживают, латая бюджетные дыры.
По расчетам большинства экономистов, ощутимые преимущества при переходе на новую систему получат те россияне, кто сегодня счастливо получает 60 тысяч рублей в месяц и больше. Менее обеспеченным игрой в накопителя никто заниматься не запретит, но они получат тот же финансовый эффект, что и беззаботные «молчуны».
В общем, логика реформы суровая, но политически ответственная. Богатым и образованным она дает новые возможности, а бедных и ленивых возвращает в собес. Правда, проблемы сбалансированности пенсионной системы эти инновации не решат, и в перспективе все равно придется подступиться к непопулярному, но неизбежному вопросу о поднятии пенсионного возраста.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Евгений ГОНТМАХЕР, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН:
— Эта реформа — вынужденная мера. Пенсионная реформа 2002 года окончательно снимается с повестки дня. Она и до этого была, безусловно, искорежена несколько раз и основные ее положения и так фактически не работали. В нынешних российских условиях считаю предложение Минфина и ЦБ относительно неплохим. Реформа говорит ясно и понятно: если у вас есть деньги, вы можете воспользоваться правом накопления, отдельно, добровольно, не оплачивая подоходный налог, а ваш работодатель получит некоторые послабления. Оговорюсь, что для нынешних пенсионеров ничего не меняется, и размер пенсий, как и прежде, будет зависеть от индексаций.
Расчеты новой системы были сделаны, отталкиваясь от получаемой заработной платы в размере 60 000 рублей. То есть для людей, которые, скажем прямо, неплохо живут, а в России таких немного. Для всех остальных, то есть для подавляющего большинства со средней зарплатой в 20–30 тысяч рублей, новая реформа предполагает достаточно ровную систему выплат, которая фактически не будет связана со страхованием. В каком-то смысле это возврат к советской пенсионной системе, где идет уравнивание разных групп граждан в их пенсионных правах. Пенсии будут очень небольшие и примерно одинаковые. Скажу так, что нынешняя средняя реальная пенсия будет казаться неплохой для тех, кто выйдет на пенсию через 10–15 лет. Проще говоря, у зажиточных людей — будет своя пенсионная система, а для остальных — общая.
Новая реформа пока не предполагает повышение пенсионного возраста, там не предусмотрен вопрос о досрочных пенсиях. Но повышение в той или иной форме все равно стоит ожидать ближе в 2018–2019 году. Также стоит отметить, что банковская система страхования вкладов неплохо работает и даже сейчас некие гарантии есть — то есть предложение ЦБ и Минфина определенно исходит из нынешних реалий. Думаю, что для людей, у которых заработки относительно высокие, данное предложение будет привлекательным.
Владимир НАЗАРОВ, директор Научно-исследовательского финансового института Минфина, член Комитета гражданских инициатив:
— Та модель, которую сейчас предлагают Минфин и ЦБ, институционально действительно лучше, чем прошлая накопительная компонента, потому что в ней присутствует целый ряд дополнительных позитивных моментов. Например, появляется возможность варьировать тарифы. То есть мы сами можем определять, сколько отчислять в накопления и когда мы можем прерваться. Это удобно, например, когда рождается ребенок, и вам нужно больше денег, чтобы покрывать свои расходы. А потом, когда жена выходит на работу, начинать копить снова. В обязательной системе этой гибкости не было.
При новой системе можно добиться большей гибкости использования средств, в частности в сфере медицинского обеспечения, чтобы люди, если что, могли использовать этот ресурс еще до выхода на пенсию и тратить его на свое здоровье.
Также большой плюс — признание права собственности граждан на их пенсионные накопления. Раньше большинство российских юристов доказывали невозможность признания этих денег собственностью граждан, а с этой конструкцией все становится легче.
В принципе, эта система более правильная, в ней заложено больше элементов свободы, но и к этому проекту есть вопросы. Например, до сих пор не понятно, насколько эффективно будет инвестирование этих накоплений. Но этот вопрос, конечно, можно адресовать и к нынешней системе. Также возникает вопрос о том, что нынешняя распределительная система получит дополнительно 6% тарифа, то есть то, что раньше шло в накопление, теперь пойдет в распределение. В принципе, наша пенсионная система становится очень дорогой: мы фактически платим 22% с наших заработных плат, а в ответ получаем более чем скромные пенсии. Это еще больше подчеркивает неэффективность распределительной системы и, по сути, означает повышение налогов.
Та система, которая предлагается, основывается на международном опыте и была бы почти идеальной, если бы мы начинали строить нашу пенсионную систему в чистом поле, с нуля. Но это не так. Все эти дискуссии в правительстве подорвали доверие к накоплениям, поэтому есть некоторые риски и сомнения по поводу того, как все это будет работать.
Думаю, что признание прав собственности граждан на их пенсионные накопления означает, что их в будущем нельзя будет замораживать, превращать в условные баллы. Конечно, можно будет по желанию граждан перевести то, что уже сейчас накоплено, живые деньги на их счетах. Другое дело, что граждане все равно не будут этому верить, потому что у них на глазах произошла крайне неприятная история с собирательной накопительной компонентой. А это очень сильно подорвало их доверие к власти.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68