В декабре прошлого года в «Новую газету» стали приходить письма с жалобами на то, что на портале госуслуг в интернете люди обнаруживали в своих личных кабинетах данные о медицинских услугах, которые им не оказывали: записаны посещения врача, обследования и процедуры, которых на деле не было.
Вот цитаты. Юрий пишет: «Очень "обрадовался", что мне сделали вакцинацию и анализ крови, а я то и не подозревал об этом. В данную поликлинику (Ясенево) я не обращался семь лет, так как проживаю в Марьино, не по месту регистрации». На присланном скрине с сайта Московского городского фонда ОМС записи, сделанные в 134-й поликлинике: «вакцинация от гриппа» и «взятие крови из пальца» с последующим анализом: СОЭ, лейкоцитарная формула и т.д.
Василий Алференков с удивлением обнаружил, что ему в октябре прошлого года делали регулярно уколы в 64-й поликлинике. Жалко, неизвестно какие — не знаешь, какое место потереть, потому что скрин со страницы в личном кабинете говорит только: «внутримышечная, подкожная инъекция». И так на семь страниц! А еще ему якобы оказывали в той же поликлинике «неотложную помощь взрослому населению».
Тогда, в декабре 2015 года, мы начали вместе с читателями «Новой» публичное расследование. Предложили читателям проверить свои личные кабинеты и сообщить в редакцию, лечились ли они так, как это записано.
Посыпались письма. Десятки, потом сотни — со скриншотами страниц и объяснениями: я не мог быть в этот день в поликлинике, я был в командировке; я живу в другом районе и в этой поликлинике не был уже несколько лет; это был рабочий день, я не могла быть на приеме; и даже так: я живу несколько лет за границей, поликлиникой в Москве пользоваться не мог.
Все письма читателей мы переправили руководителю департамента здравоохранения Москвы Алексею Хрипуну, который пообещал, что каждое из обращений будет расследовано. И вот заместитель руководителя департамента Андрей Старшинин дал «Новой» комментарий по поводу приписок.
— Что выявило расследование департамента?
— Кроме писем, которые мы получили из «Новой газеты», у нас по этому же поводу есть более 600 обращений в департамент здравоохранения, а еще — на портал «Наш город». Провели работу с каждым обращением. Удалось разделить все случаи на несколько групп.
Часть претензий оказалась от людей, которые увидели, что услуга записана в том учреждении, в котором они не были. Но выяснилось, пациенты просто не знают, что медицинское учреждение реорганизовано, имеет теперь другой номер или название. Например, женская консультация, в которой была пациентка, теперь относится к Боткинской больнице. Услуга ей оказывалась, но записана она как оказанная в поликлиническом отделении Боткинской больницы.
Другая группа: человек пришел на прием к врачу, его направили на анализы, и эти анализы включили в диспансерный план, хотя пациенту никто не объявлял специально, что он проходит диспансеризацию. В соответствии с приказом Минздрава в диспансеризации могут быть зачтены документально подтвержденные обследования и анализы, которые выполнялись в течение последнего года. Могут учитываться и данные обследований, сделанные в других медицинских организациях, в том числе негосударственных. Когда выполнено не менее 80% от положенного объема диспансеризации, случай подлежит оплате в рамках программы госгарантий. Поэтому в личном кабинете и сделана отметка о диспансеризации.
Есть явные ошибки оператора: услуга есть в личном кабинете, но ее нет в амбулаторной карте. Видимо, она занесена в автоматизированную систему не тому пациенту, которому была сделана.
Но есть, к сожалению, обращения, в которых зафиксированы действительно неоказанные услуги. Вот с ними департамент здравоохранения очень серьезно разбирался.
— Сразу хочу вернуться к группе, которую вы интерпретировали как ошибку оператора: в автоматизированной системе услуга есть, а в амбулаторной карте — нет. Наши читатели делились своими соображениями: «Значит, есть две карты: одна та, которую может увидеть пациент, а другая — для проверяющих».
— Я считаю, это невозможно. Меры были предприняты еще до всплеска приписок. Мы централизовали работу с картами, сформированы картохранилища. Налажен их учет, логистика — движение карты по амбулаторному учреждению. Пациент записан — карта у врача. Две карты — это нереально. Вы видели в поликлинике картохранилища — там негде быть двум таким. И для врача это неприемлемо — одна карта для пациента, другая — для ФОМСа. Никто не в состоянии плодить двойную картотеку. Это поиск черной кошки в темной комнате, где ее нет. Такого просто быть не может.
А когда процедура зафиксирована в амбулаторной карте и в «личном кабинете», а пациент говорит, что он не был на приеме, это мы расценивали как приписки. И говорить о том, что у нас все хорошо, было бы неправильно.
— В чем причина того, что врачи совершают эти нарушения?
— Инерция прошлых лет. Сейчас это бессмысленно. До 2013 года финансирование поликлиник зависело от числа принятых пациентов. Была справедливая критика: получалось, чем больше пациенты болеют, тем поликлинике лучше. Но с июля 2014 года у нас подушевое финансирование: поликлиника получает деньги в зависимости от того, сколько человек к ней прикреплены. Здесь заложен приоритет качества — важно не количество оказанных услуг, а сколько людей доверили тебе свое здоровье.
Норматив финансового обеспечения на одного человека — в Москве это 5000 рублей — умножаем на количество прикрепленных и получаем бюджет поликлиники. Хорошо лечишь — к тебе идут люди, и учреждение финансово устойчивое.
Но сила инерции велика. Управленческий цикл занимает, как правило, два года.
— Может быть, это наша недоработка, мы не донесли до врачей, что их успешность зависит от качества работы, а число принятых пациентов не влияет на зарплату. Хотя у нас каждый четверг совещания с руководителями учреждений, и вопрос о недопустимости завышения объемов медицинской помощи не сходит с повестки дня.
Формально план есть, он необходим руководителю: нужно прогнозировать пациентопоток, планировать организацию работы: сколько врачей нужно вывести в смену, чтобы обеспечить необходимую доступность и соблюсти Трудовой кодекс. Главный врач еще и менеджер, у него достаточно сложные технологические цепочки, которыми он должен управлять. Огромные потоки пациентов, огромная скорость обновления информации, надо обеспечивать устойчивое функционирование.
— Вице-мэр Леонид Печатников заявил, что под свою ответственность снял с врачей обязанность выполнять план по диспансеризации. И тогда вроде никакого смысла в приписках нет. Но врачи говорят, что стимулирующая часть их зарплаты зависит от количества принятых пациентов, и главврачи получают доплаты за выполнение плана по диспансеризации и по прививкам.
— Департамент до середины этого года должен разработать новую систему, чтобы зарплата участковых врачей никак не зависела от числа принятых пациентов. Основным критерием станет не объем, а качество и доступность медицинской помощи.
— Когда летом 2015 года Московский департамент здравоохранения совместно с городским Фондом ОМС сделал доступными для москвичей записи в личных кабинетах в интернете, рассчитывали, что там найдется такое?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Что есть недостоверные объемы медуслуг, понимали и раньше. В Москве с ними боролись целенаправленно. Но в 2015 году благодаря политике открытости мы включили в это каждого застрахованного через личный кабинет. Только так можно вскрыть проблему и искоренить.
Идет комплексная работа — формирование сбалансированных тарифов, выстраивание понятной логистики обслуживания пациентов, создание эффективных финансовых инструментов, чтобы не было необходимости у врача в действиях, компрометирующих его собственную работу и работу поликлиники, где он трудится.
То, что приписки стали видны, это хороший показатель интереса жителей Москвы к нашей работе.
— Какие приняты меры к нарушителям?
— Два главврача поликлиник уволены, ряду администраторов вынесены взыскания. Но главное — не это.
Мы можем наказывать, можем администрировать, можем уговаривать, а люди будут нарушать, если это нужно им для чего-то. Поэтому все действия были направлены на то, чтобы приписывать просто было не нужно, бессмысленно. После перехода на подушевое финансирование это стало именно так.
Мы — организаторы здравоохранения, орган исполнительной власти, и для нас чрезвычайно важно прогнозирование наших действий и планирование ресурсов. Важна достоверная статистика. И руководство департамента целенаправленно привлекает пациентов для контроля за оказанными услугами.
— Есть ли результаты?
— Мы мониторим. Может быть, рано что-то утверждать, но мне буквально перед вашим приходом коллеги докладывали: обработали материалы, которые поступили нам из городского ФОМСа, — это обращения о приписках, которые продолжают поступать. Так вот, львиная доля, до 90% — это жалобы на приписки, сделанные в 2015 году.
— То есть можно надеяться, что свежих не будет?
— Это не надежда, а тенденция. То, к чему мы шли. Мы рассчитывали получить обратную связь от населения. Получили. В конце года проанализируем новые обращения и расскажем об этом. Для тех, кто работает в департаменте, важны результаты — улучшение качества оказания медицинской помощи: своевременность оказания, диагностические возможности, выбор необходимого метода лечения или диагностики, возможность получения медицинской помощи в установленные сроки.
— Можно ли констатировать, что фактический объем работы московского здравоохранения несколько меньше, чем показывался, раз часть проделанной работы — это приписки?
— Сейчас благодаря информатизации, которая была проведена в отрасли, мы четко понимаем — кто из москвичей ходит в наши поликлиники, мы видим каждого уникального пациента и понимаем, какое количество раз он обращался.
В Москве, по статистике, 12 млн жителей. 10 млн 333 тысяч обращались в поликлиники. В 2015 году 135 млн раз наши жители обращались за помощью к врачу, 1 млн 900 тысяч пациентов было пролечено в московских стационарах.
И поликлиники не те, что были раньше. Это уже совсем другие медицинские организации с точки зрения их технологической насыщенности. Нет очередей под дверями, и электронная очередь сыграла свою роль. Облик поликлиники поменялся: инфоматы, дежурные администраторы на входе.
— Да, я как пользователь могу сказать, что это получилось. Но сейчас кризис, насколько доступна будет медицинская помощь в ситуации дефицита средств?
— Я не финансист и не руководитель департамента. Но я житель Москвы, и моя семья ходит в районную поликлинику. Своей семье я говорю, что оснований волноваться по этому поводу нет. Потому что бюджеты спланированы, система обязательного медицинского страхования стабильная. Каких-либо рисков, я считаю, просто нет. Хуже работать система не будет. У городского здравоохранения достаточно ресурсов, чтобы обеспечить тот уровень, на который мы вышли, удержать его и идти вперед. Я лично не сомневаюсь: поводов для беспокойства нет.
И еще важно, что руководство города слышит москвичей и к их запросам относится предельно внимательно.
Статфакт:
На 2016 год бюджет здравоохранения Москвы — 317 млрд рублей — 20% бюджета города. На 6 млрд рублей больше, чем в 2015 году.
После объединения поликлиник в Москве стало 46 взрослых и 40 детских амбулаторно-поликлинических комплексов.
В стационарах Москвы пролечено:
в 2013 году — 1,863 миллиона пациентов; в 2014-м — 1,896 миллиона; в 2015-м — 1,965 миллиона.
В 2010 году количество лапароскопических операций было ниже 20%, сегодня уже почти 50%.
В Москве из Фонда ОМС выделяют 12 тыс. рублей на одного человека в год. Город дотирует субвенциями территориальный фонд. В 2016 году на дополнительное финансирование программы ОМС выделено 4,1 млрд рублей, а на оказание медпомощи не застрахованным по ОМС гражданам — 5 млрд рублей.
Москва из бюджета города закупает препараты онкобольным: в 2015 году на сумму 0,8 млрд рублей, в 2016-м — на 1,5 млрд рублей; и новорожденным — в 2015 году на сумму 0,1 млрд рублей, в 2016 — на 0,3 млрд рублей.
В Москве средняя продолжительность жизни 77 лет, в России, с учетом Москвы, — 71 год.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68