СюжетыКультура

Настя пишет князю кровью

На сцене «Ленкома» — «Князь» Богомолова

Этот материал вышел в номере № 43 от 22 апреля 2016
Читать
На сцене «Ленкома» — «Князь» Богомолова

Я человек оклеветанный. Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы». Ч. IV. Кн. XI. Гл. IX

Епанчин (Иван Агапов), Тоцкий (Виктор Вержбицкий), Лизавета Прокофьевна (Наталья Щукина), Настасья Филипповна (Александра Виноградова) Фото: Михаил ГУТЕРМАН

Москва внутри Садового кольца кишит героями Достоевского: какую крышу ни сорви, а уж они там. Семенит по сцене в Петровском переулке маленький, как Чаплин, князь Мышкин Ингеборги Дапкунайте, тонет в гренадерских объятьях Настасьи Филипповны в черной шкуре — Романа Шаляпина. Пляшут в Мамоновском переулке Процентщица и Лизавета с топорами в темечках. Кривит губы, глядя на них Свидригайлов, Игорь Гордин. (Но в Мамоновском переулке почему-то сказано четко, что есть преступление и что — наказание. Люди в МТЮЗе, видимо, служат старомодные. Не амбивалентны. И даже не пытаются.)

А теперь и на Малой Дмитровке (нет, какова плотность населения столицы призраками! Все клубятся в 300 м друг от друга!) есть князь Мышкин, и узнаваемый: «Известного сорта русский джентльмен… с не очень сильною проседью… клетчатые панталоны… вид порядочности при весьма слабых карманных средствах». Играет его режиссер спектакля Константин Богомолов. И играет хорошо. Премьера называется «Князь. Опыт прочтения романа Ф.М. Достоевского «Идиот».

Изображение

Позвольте, ведь джентльмен в клетчатых панталонах — это карамазовский черт? Неважно: во втором акте будет и Ставрогиным, растлителем девочки Матреши (впрочем, в черновиках «Бесов» и он — Князь). Титры на заднике подскажут истинное имя героя: «Князь Тьмышкин у реки Помойки». Елейный и язвительный, он никому никогда не глядит в глаза. Не получает наследства, но справится и так. Каждому говорит то, что тот хочет слышать (вот с генералом Епанчиным в многозвездном прокурорском мундире изъясняется патриотическими пассажами). Быстро понимает, чего от него ждут, — и смиренно воплощает. Кривя губы от пылкой глупости ближних, скупыми движениями кукольника управляет и генералом, и Аглаей, и Настасьей — всеми.

На деле герой премьеры «Ленкома» похож на Смердякова, сумевшего получить в Европе образование и отшлифовать манеры (но фирменная смердяковская надменность осталась).

Князь тьмы? Вряд ли. Но личное дворянство преисподней губернии герой заслужил.

Все смешалось в доме Епанчиных: Лизавета Прокофьевна моложава, а Аглая (Елена Шанина), явная дочь от незапамятного первого брака, живет при отце и читает запрещенные книжки уж лет тридцать. Не снимая персиковых кружев и не теряя властной наивности бедной богатой девочки.

Епанчин (Иван Агапов точно играет бессовестного и добродушного дельца, покрытого первым постсоветским лоском) предъявляет, как положено, портрет Н.Ф.Б. В «Князе» — портрет девочки лет восьми. Растлитель Тоцкий (Виктор Вержбицкий) здесь зовется «депутат Ашенбах», уезжает в Таиланд, где встретит новую любовь — мальчика Тадзио, зачитывает очень длинный фрагмент «Смерти в Венеции», закрыв ладонями лицо и сверкая в зал значком Госдумы на лацкане.

Настасья Филипповна (Александра Виноградова) слегка сдвинута к Лизавете Смердящей (с учетом сходства Мышкина со Смердяковым тут в спектакль бонусом входит тема инцеста): гнусит и шепелявит, вечно складывает губы буквой «О». По сцене передвигается на коленях.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

То ли это обозначает детский рост, то ли рабскую сущность, то ли чего еще.

По заднику бегут титры, каждая фраза отбивается красной строкой: «Настя пишет князю. С ошибками, но кровью. Менструальной».

В набитом зале на 753 души — один бурный аплодисмент. И один свист в три пальца.

Остатний народ безмолвствует.

Кстати, титры спектакля писаны, конечно, не менструальной кровью — но тоже с ошибочкой. «КлязьмИнское водохранилище» (на коем Мышкин и Аглая в «Князе» проводят медовый месяц, попутно удочерив Настасью Филипповну) — пишется через «И». А не через «Е», как на сцене.

…При этом — есть сцены отличные. Встреча князя с Аглаей в Павловском парке: и именно с такой Аглаей, просидевшей в родительском гнезде на яйцах своей невинности лет сорок (какой ее, не щадя себя, педалируя и пародируя возраст, играет Елена Шанина). Или диалог Мышкина с генералом МВД Рогожиным (Александр Збруев) — знаменитый разговор из романа перед обменом нательными крестами.

Збруев-Парфен очень просто, точно и настойчиво раз за разом спрашивает смиренное создание в клетчатых штанах: «Ты в Бога-то веруешь?» Лепет Тьмышкина: «Сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения… не подходит; …но главное то, что всего яснее и скорее на русском сердце это заметишь… Есть что делать, Парфен! Есть что делать на нашем русском свете, верь мне!» — кажется вдруг лютой фальшью, торопливо кинутой доверчивой публике. Хотя это именно точный текст «Идиота».

И еще одна сцена — сильная и ужасная. В спектакле, кстати о птицах, Ганя Иволгин превращен в Илюшечку Снегирева (Виктор Вержбицкий: без депутатского значка, в пионерском галстуке). В этой версии Илюшечка умирает в хосписе. Следует краткий рассказ о нем и о других пациентах. Фердыщенко (Алексей Скуратов) сидит у камина (денег тут в камин не швыряют, он просто раззявлен черным квадратом посреди сцены, как портал в ад) и медленно жжет в нем детские вещи. Из трубы на авансцене у рампы при этом идет белесый дым. Глядеть почти невозможно.

Кто не боится вести на сцену вещи столь страшные — ставил бы «Благоволительниц», что ли. Чтоб не думать, что хоть для кого-то из 753 зрителей на каком-то 666-м спектакле «хоспис Илюшечки», помянутый так же всуе, как писание кровью и многое другое, вдруг окажется не абстракцией.

…Но тут, кажется, всё — абстракция. Преисподняя, педофилия, картавые каламбуры Настасьи Филипповны, многозвездные мундиры, «русское сердце», река Помойка и смерть в Венеции. Принцип «Чем будем удивлять?» (как ипринцип «Что хотят слышать?») требует постоянной возгонки градуса, увеличения доз, смены компонентов. Отсюда и вышеприведенный список.

В «Идеальном муже» (МХТ) блестяще сработал заряд социальной сатиры, жирная позолоченная пестрота спародированного телекадра-2014. В «Борисе Годунове» («Ленком»), может быть — лучшем спектакле Богомолова, работала образная плотность, подлинная скорбь, она же ярость. А мелкие мины-ловушки эпатажа зритель, кажется, и вовсе не замечал.

«Князь» — куда более разреженный и холодный спектакль. Оттого «эпатаж» и заметен.

Зритель же… А что зритель? Зритель будет, вероятно, бродить внутри Садового кольца: в этот уик-энд, скажем, — на «Русский роман», где тихий ад последних лет Толстого выстроен, высветлен и оплакан. А в следующий, скажем, на «Князя». Благо в городском рейтинге «Куда пойти?» — спектакли наверняка займут близкие позиции в верхних строках.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow