КолонкаПолитика

Публицистика Бастрыкина — симптом обострения внутриэлитной борьбы

Кто хочет стать Бенкендорфом

Этот материал вышел в номере № 42 от 20 апреля 2016
Читать
Кто хочет стать Бенкендорфом
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин ввел моду на фигуру силовика, без стеснений промышляющего политическим сыском. Последняя реформа МВД до крайности обострила конкуренцию на этом поле. Если раньше первородство Александра Ивановича не вызывало сомнений, то теперь появился досадный вопрос о том, кто сильнее ненавидит врагов родины: Следственный комитет или Национальная гвардия. Бастрыкину нужно доказывать, что именно он, а не генерал Золотов может служить при дворе Бенкендорфом.

Прежде силовики лишь реагировали на задачи партии и правительства, в то время как подлинная задача Александра Ивановича состоит в том, чтобы предугадать генеральную линию. По мысли руководителя Следственного комитата, она будет состоять в окончательной самоизоляции России от внешнего мира, демонтаже Конституции и в переходе силовых структур к созданию протототалитарного государства, в котором их функция будет состоять не столько в борьбе с преступностью и защите границ, сколько в систематическом подавлении инакомыслия.

Есть ощущение, что Александр Иванович выдает здесь желаемое за действительное. Сам словно бы понимает это смутно, поэтому относит свое творчество не в «Российскую газету», а в «КоммерсантЪ». Явно в авторской редакции писателей из СК: колонка написана как постановление о возбуждении уголовного дела, изобилует генетивами и иными признаками высокого канцелярита. Для сравнения: генерал Маркин, еще один теоретик из СК, публикуется в газете «Известия», которая после сложного развода с Габреляновым запуталась в попытках стать респектабельной.

Тот факт, что Бастрыкин стал искать издание поприличнее, говорит о том, что его эпистолярное творчество — это не приказ, изданный любимым визирем, но добытый с трудом козырь, который нужно разыграть поэффектней.

О том, что аппаратное положение Бастрыкина неидеально, говорит не только нависшая над ним тень Золотова, но и отсутствие у следователей СК новых патриотических достижений. На слуху только вечное «болотное дело», медаль за которое уже не получишь, даже если привлекать одного нового фигуранта раз в полгода. Уже упомянутый протеже Бастрыкина Маркин прочно обосновался в списке дежурных возмутителей общественного спокойствия: где-то между Лимоновым и патриотическими публицистами из обоймы газеты «Культура» — постоянное присутствие спикера СК в публичном поле в последние месяцы не приносит его шефу дивидендов. Попытка разыграть политическую карту «капитана Волошина», который якобы сбил Боинг, пилотируя украинский штурмовик над Донецком, и вовсе закончилась позором.

Хуже того, аппаратно и содержательно провалился большой творческий проект Бастрыкина о возвращении судебного института «установления объективной истины по делу», который он активно лоббировал в последние два года. От участия в праймериз «Единой России» отказался депутат Александр Ремезков, вносивший в Думу соответствующий законопроект, который впоследствии был отклонен — Александру Ивановичу не хватило веса, чтобы его пролоббировать. Несмотря на все опасения, высказанные в связи с новой публикацией Бастрыкина, кажется, что Конституция тем более ему пока не по зубам.

Его предложение считать экстремизмом и «фальсификацией истории» отрицание результатов референдума в Крыму — очередной пример вопиющей некомпетентности. На момент проведения референдума в марте 2014 года Крым де-юре определенно был частью Украины, так что в обобщенном виде аргумент Бастрыкина выглядит так: экстремист — любой, кто не согласен с тем, как начальство интерпретирует события X в юрисдикции Y.

Но если искать в действиях Бастрыкина прагматику, то она, возможно, связана с желанием Александра Ивановича предложить свои услуги в борьбе с оппозицией накануне выборов в Госдуму.

Как известно, демократические силы идут на эти выборы под лозунгами соблюдения Конституции, которая, в частности, предполагает выполнение Россией международных договоров. Последнее означает, что результаты референдума в Крыму не могут быть признаны с чисто формальной, процедурной стороны. В том случае, если программы партий и кандидатов, содержащие соответствующий пункт относительно крымского референдума, попадут под бастрыкинскую идею о новых горизонтах борьбы с экстремизмом, эти партии и кандидаты могут быть автоматически сняты с выборов.

Тем самым будет решен вопрос «честных выборов» в седьмой созыв Думы — туда смогут попасть только носители «посткрымского консенсуса».

Но для этого в СК придется разработать поистине иезуитский план по внесению Конституции в список экстремистской литературы — так, чтобы этого никто не заметил. Вряд ли другие участники внутриэлитной борьбы захотят сделать Александру Ивановичу такой подарок. Пока Бастрыкин всерьез заявил о своих амбициях конкурировать на одном поле с Кадыровым, НОДом депутата Федорова и ветераном отечественного политгротеска — Владимиром Жириновским.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow