16 апреля в Москве названы новые лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска». Итак: успехи, просчеты, тенденции (а в 2015 году «Маска» стала темой яростных дискуссий, чтоб не сказать «скандалов”). И главное: дорожная карта для зрителя. Куда идти?
По уставу «Маски» за национальные премии состязаются премьеры прошлого сезона. Кризис кризисом, но театральный сезон 2014/2015 в РФ не был скуден: два экспертных совета «Маски» («Музыкальный театр» и «Драма-Куклы») отсмотрели 774 новых спектакля. 68 из них стали номинантами. В драматической номинации «Режиссура» состязались 22 человека.
Лучшим мюзиклом назван спектакль «Голливудская дива» (Театр музкомедии, Санкт-Петербург). Двумя «Масками» в жанре мюзикла отмечено «Рождество О.Генри» московского Театра Пушкина: режиссер Алексей Франдетти и художник Тимофей Рябушинский. (Обоим около 30 лет – но «Маска»-2016 оказалась вообще премией ошеломляюще молодых лауреатов). Двумя премиями отмечен «Призрак Оперы» компании «Стейдж Энтертеймент» (Москва): дирижер Мариам Барская и солист Дмитрий Ермак. Лучшая женская партия – Оксана Костецкая («Все о Золушке», Театр мюзикла, Москва).
Дважды награжден “Up&Dawn” театра Бориса Эйфмана (лучшие солисты – Любовь Андреева и Олег Габышев), лучшим спектаклем в современном танце названо «Кафе Идиот» Александра Пепеляева («Балет Москва»), «Маску» хореографа получил англо-германский балетмейстер Даглас Ли («Когда падал снег» в Пермской Опере), дирижера – Юрий Кочнев («Стальной скок» в Саратовском театре оперы и балета).Саратовский театр – впервые в России, впервые за 90 лет! – поставил конструктивистский балет Прокофьева 1926 года, написанный в 1920-х для С.П.Дягилева и посвященный русской революции и индустриализации. В Саратове-2015 отказались от идеи восстановить декорации Георгия Якулова и хореографию Леонида Мясина: на сцене нет ни паровозов, ни заводских дымов, ни «Яблочка» - страшного, как Пляска Кучеров в «Петрушке». В новой хореографии Кирилла Симонова «Стальной скок» гремит сегодня: между офисом и фитнесом, в беспощадно подтянутом сообществе юных менеджеров, где девушки зубами выгрызают у мужчин право доминировать, и все выдержано в холодном серо-стальном дизайне.
Балетом сезона признан «Герой нашего времени» Большого театра. 33-летний Илья Демуцкийполучил за «Героя», свой дебютный балет, - «Маску» лучшего театрального композитора.
В опере безраздельно победила Москва (чего не было много лет!): две «Маски» у «Медеи» Л.Керубини театра Станиславского и Немировича-Данченко,награждены Хибла Герзмаваи режиссер Александр Титель.Две «Маски» у «Ромео и Джульетты» «Новой оперы» (Ромео – Алексей Татаринцев и дирижер Андрей Лебедев). Лучший спектакль - «Хованщина» театра Станиславского и Немировича-Данченко(режиссер – Александр Титель). Лучшими костюмами признаны сюрреалистические объекты Анастасии Нефедовой для эпического проекта «Сверлийцы» Электротеатра «Станиславский».Спецприз жюри получила детская опера Петра Поспелова на стихи Эдварда Лира «Путешествие в страну Джамблей» (Пермская опера).
Премию критики и спецприз жюри получила опера «Сатьяграха» (Екатеринбургская опера).Этот проект ошеломляет размахом! «Сатьяграха» - вторая часть эпической трилогии Филипа Гласса, живого классика современной музыки. Тут все - о XX веке, о том, как Новое время переходит в неизведанное Новейшее. Первая часть трилогии, прославленный постановкой Роберта Уилсона «Эйнштейн на пляже», - о грозной роли науки. Вторая часть, «Сатьяграха», опера о Махатме Ганди, - о том, как история мира перестала быть только «историей белых».
Партию Ганди в Екатеринбурге исполняет Владимир Чеберяк (и это отличная актерская работа). Молодой энглизированный адвокат становится вождем и пророком Индии на фоне бунтов и забастовок, его тему подхватывает в 1960-х Мартин Лютер Кинг… Екатеринбургский театр поет оперу Гласса на санскрите (как и положено), по сцене перемещаются десятки персонажей, создавая «живые картины» постколониальной Индии и гневной Америки 1960-х. Губернский театр России осуществил постановку, за которую Национальная опера Англии и «Метрополитен» взялись лишь в копродукции… «Сатьяграха» для России – еще и окно в «XX век, шедший без нас». И потому – спектакль для каждого думающего человека, оперный эпос о будущем мира.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Маску» за эксперимент получил проект Петра Айду «Звуковые ландшафты» («Школа драматического искусства», Москва). «Кукольные» номинации поделили спектакль «Ваня» (театрKarlssonHaus, Петербург)и «Толстая тетрадь» (Пермский театр кукол).
…Перейдем к драме. Здесь, в режиссерской номинации, состязались 22 человека! (По армейской арифметике – полный взвод). Список удач сезона длинен. Распределение национальных премий вызывает более всего… ну не то, чтобы вопросов. Но остались абсолютно без наград несколько отличных спектаклей – и их участников.
Сначала о радостях. Лучший спектакль большой формы «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски («Мастерская Петра Фоменко») –поразительная работа, вернувшая театру прежний блеск! Лучший художник – Семен Пастух («Маскарад. Воспоминания о будущем» Александринского театра): тщательно реконструированные фигуры в костюмах Александра Головина к легендарному «Маскараду» Мейерхольда 1917 года (премьера, как известно, совпала с Февральской революцией) выплывают в стеклянных кубах музейных стендов, в «гробу хрустальном» из трюма театра, траурные занавесы 1917 года подобны штандартам на поздних похоронах Империи, жутковатые готы-2015 вытесняют карнавал лермонтовского Петербурга из витрин музея… «Маску» за роль второго плана получил Николай Мартон, дуайен Алексадринки (свыше полувека на этой сцене!) – за роль Неизвестного в «Маскараде». Лучший спектакль малой формы – «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымовапо «Поздней любви» А.Н.Островского. «Лучшая актриса» -2016 – 29-летняя Мария Смольникова, умно, гротескно, самоотверженно, с виртуозной клоунадой сыгравшая в «О-й» Крымова Людмилу, образ русского женского безоглядного идеализма с его красотой, нелепостью, тяжким грузом на плечах идеалистки и ближних ея.
«Маску» режиссера драмы получил Андрей Могучий за «Пьяных» Ивана Вырыпаева (БДТ им.Г.А.Товстоногова, Петербург).Спецпризом жюри отмечен актерский ансамбль «Пьяных». Жесткая пьеса Вырыпаева - более о Европе-2012 (мировая премьера и прошла в Берлине). Безобразное, бессмысленное, бравурное пьянство «мальчишников» и светских приемов в первом акте минималистского, ободранного почти до голой сцены спектакля Могучего кажется грубым и размашистым фарсом в первом акте. «Пьяные» обретают смысл к финалу – после нескольких замечательных монологов, попыток философского протрезвления, поиска умения любить, смирения и самоотверженности в мире, где хозяином дома полвека был гедонизм. Жюри «Маски»-2016, как кажется, поддержало процессы трансформации БДТ «в эпоху Могучего».
«Лучшая мужская роль» - 23-летний Сергей Волков, сыгравший Брехта в «Кабаре Брехт» Юрия Бутусова (театр Ленсовета, Петербург). Работа очень удачная – для дебютного и дипломного спектакля удачная на редкость. Но: в списке номинантов был Игорь Гордин (Джордж в «Кто боится Вирджинии Вульф?» Камы Гинкаса), именно этой ролью – длинной, тяжелой, изматывающей, сочетающей тончайший психологизм и цирковые кульбиты у рампы, - явно вышедший в самый первый ряд актеров Москвы. В списках номинантов были, страшно сказать, Олег Табаков и Наталья Тенякова с работами в точном, страшном, захватывающем души публики спектакле спектакле МХТ «Юбилей ювелира». (И уж коль скоро «Маска» не прошла уважительным молчанием отличную работу грандов, включила в номинации, - ну придумайте же что-нибудь, спектакль того стоит – без всякой поддержки с флангов прежней славой артистов!).
…Потом начинаешь думать: ни-че-го не получил «Самоубийца» Сергея Женовача, один из лучших его спектаклей. Не только ничего не получил, но и номинирован не был 27-летний Вячеслав Евлантьев, блестяще сыгравший в «Самоубийце» главную роль. Никак не был отмечен «Нюрнберг» Алексея Бородина – очень глубокая, очень гражданская работа о том, как близко к повседневной жизни бродит тень нацизма, втираясь в доверие к просвещенным консерваторам… Наконец, совершенно неотмеченным остался «Месяц в деревне» Евгения Марчелли (театр им.Ф.Волкова, Ярославль) – лучший, как кажется, губернский спектакль фестиваля.
Впрочем, с «Масками» или нет – «Самоубийца» Женовача с Евлантьевым, «Кто боится Вирджинии Вульф?» Гинкаса с Гординым, «Нюрнберг» Бородина остаются среди лучших спектаклей столицы.
- …И желаю, чтоб этот вечер никого не поссорил, - кратко сказал замминистра культуры РФ Александр Журавский, открывая церемонию «Маски». Министр культуры В.Р.Мединский не присутствовал: возможно, сыграла свою роль память о церемонии-2015 года, о крике студентки с галерки «Верните «Тангейзера»!» во время речи министра - и бурных овациях зала. После чего, ближе к лету, - и началась дискуссия о «Золотой Маске» между министерством и театральным сообществом, и реформа фестиваля – в апреле 2016 года наконец обретшая завершение.
Единственным учредителем фестиваля и премии остается СТД РФ – то есть сообщество профессионалов. Номинация «Эксперимент» (вокруг нее было сломано много копий) – уцелела. Помимо работ, отобранных экспертами, за национальную премию будут состязаться 9 спектаклей – победителей региональных фестивалей России. Список этих фестивалей еще в работе.
Новое лицо «Золотой Маски» мы увидим в 2017 году.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68