КолонкаПолитика

Пришел, увидел, возбудил

О возможных причинах и последствиях гастролей маски-шоу в компаниях Михаила Прохорова

Этот материал вышел в номере № 41 от 18 апреля 2016
Читать
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Главным скандалом недели оказались маски-шоу в компаниях группы «Онэксим» Михаила Прохорова. Еще до появления каких бы то ни было подробностей ряд экспертов и СМИ связали оперативные мероприятия с намерением властей наказать бизнесмена за излишне независимую в нынешних условиях редакционную политику холдинга РБК. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков категорически отверг такую возможность, что сделало уверенность адептов политической версии непоколебимой.

Только в пятницу вечером появились комментарии ФСБ, которая и проводила оперативные мероприятия. Они заслуживают цитирования: «В целях проверки сведений о возможном уклонении от уплаты налогов и сборов с организаций проведены выемки и обследования помещений, занимаемых компаниями группы «Онэксим» и аффилированными с ней юридическими лицами, в том числе в кредитных организациях: ОАО АКБ «Международный финансовый клуб» и ООО «КБ Ренессанс-Кредит». И далее: «В результате первичных мероприятий получены сведения о нарушении рядом коммерческих структур требований налогового законодательства. Изъятая при этом документация передана для дальнейшего исследования специалистами с целью принятия соответствующих процессуальных мер».

Комментарии прекрасны тем, что их можно трактовать максимально широко и подверстывать в качестве обоснования любой из версий: от рутинной работы чекистов по уголовному делу, не имеющему отношения к активам Прохорова, до дымовой завесы над атакой на все тот же РБК.

Уголовное дело в отношении персон, связанных с инвестиционной компанией «Таврический» и одноименным банком — не фейк. «Новая газета» подробно рассказывала об «угольной схеме», позволявшей осваивать деньги, выделяемые на отопление объектов Министерства обороны, когда еще только намечался скандал вокруг экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Та же «угольная схема» стала одним из ключевых эпизодов в деятельности организованной преступной группы, которую, по версии следствия, возглавлял бывший руководитель Республики Коми Вячеслав Гайзер.

При чем тут Прохоров? Его банк «Международный финансовый клуб» взял «Таврический», зашатавшийся после всех этих скандалов, на санацию. Так что чекисты вполне себе могли искать в компаниях Прохорова следы денег, которые преступники проводили через «Таврический». Но тогда ФСБ было бы достаточно в своем комментарии уточнить, что выявленные нарушения налогового законодательства не относятся к деятельности структур, в офисах которых проходили оперативные мероприятия. Но нет — заявление ФСБ можно читать по грибоедовскому принципу: «шел в комнату, попал в другую». Мол, пока мы искали «угольные деньги», на такие офшоры наткнулись, что без специалистов не разобраться…

Кстати, о специалистах. Налоговые дела у нас с некоторых пор относятся к подследственности СКР, который выполняет и функции политического сыска. Так что версия о возможном возбуждении уголовных дел с налоговой фабулой и политическим привкусом вовсе не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

При этом я не уверен, что в самом СКР есть специалисты, способные квалифицированно разобраться в офшорных схемах, которые практикует «Онэксим». Для расследования уголовного дела это даже хорошо — обвинение должно быть простым, ясным и стройным. Сотрудники Управления «К» ФСБ РФ, напротив, очень даже хорошо разбираются в международной финансовой деятельности. Настолько, что в состоянии выяснить, где что у Прохорова лежит. Это я к чему? К тому, что британское право не всегда эффективно защищает офшорные компании от рейдерских захватов. Тем более если предположить, что у одной офшорки бенефициар — олигарх, впавший в немилость, а у второй — близкий друг чекиста, осуществляющего оперативное сопровождение уголовного дела.

Все эти неприятности хорошо знакомы большому количеству отечественных бизнесменов, но Прохоров в это число не входил никогда. Долгое время он совершенно сторонился политики, а когда пришел в нее, то показал себя настолько лояльным, чтобы образцово сыграть роль оппозиционного кандидата на президентских выборах и потом тихо сойти со сцены.

Я более чем уверен, что даже среди кремлевских конспирологов не бытует версия, согласно которой Прохоров приходит на летучки РБК и заставляет журналистов писать нелицеприятные для власти вещи.

Он действительно никак не влияет на редакционную политику РБК. По нынешним временам это плохо.

РБК, кстати, единственное деловое СМИ, где не получилось поменять менеджмент в рамках борьбы с иностранным участием. А продавать актив по политической, то есть заниженной цене, Прохоров, как утверждают участники рынка, не хотел. Но, возможно, теперь он получил предложение, от которого очень сложно отказаться.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow