СюжетыКультура

Данте снова изгнан

Одна из лучших библиотек Москвы лишается помещения

Этот материал вышел в номере № 41 от 18 апреля 2016
Читать
Одна из лучших библиотек Москвы лишается помещения
Библиотека имени Данте сейчас / Facebook
Библиотека имени Данте сейчас / Facebook

В Гагаринском районе закрывается единственная библиотека, № 183 имени Данте Алигьери. По слухам — кому-то понадобилось ее помещение.

Со стен свисают голые провода, непрерывно звонит телефон. На стойке выдачи книг — объявление: с 15 апреля в библиотеке приостанавливается обслуживание, а с 11 мая оно начнется по адресу: улица Новаторов, д. 11, в помещении библиотеки № 172. На лицах сотрудников шок.

— О том, что мы переезжаем, мы узнали вчера, 14 апреля, — говорит библиотекарь Татьяна Маджарова. — Но это был слух. Сегодня я пришла на работу в 10 утра, и тут уже был человек из Центральной библиотеки, он сказал: «Сейчас придет бригада, будет вас демонтировать». Я ответила: «Никого не пущу, пока вы мне не покажете приказ». В 11 часов принесли приказ.

Никто ничего не знал. Хотя, как следует из приказа, решение было принято 14 марта на заседании комиссии департамента культуры по повышению эффективности использования государственного имущества организациями культуры. 15 апреля в библиотеке уже вовсю демонтировали технику. Это хорошее делается долго, а плохое быстро…

На втором этаже — зал на 60 мест: изящная мебель, лепнина на потолке, накрытый чехлом рояль 1911 года, камин с сине-белыми изразцами… И вдоль стен — сорванные короба для проводов и мусор. Заведующая отделом культурных программ Виктория Борисова рассказывает: в библиотеке почти ежедневно кроме выходных проходили концерты и встречи, около 1400 в год, которые за год посещали 28 000 жителей района.

— К нам приходят… то есть приходили профессионалы, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, вокалисты, инструменталисты. Все виды музыкального искусства кроме эстрадного — ведь это бесплатно, а эстрадники бесплатно выступать не хотят.

Виктория Борисова рассеяно гладит старинный рояль, как живое существо.

— Что будет с роялем? Он не проходит ни в окно, ни в дверь. Наверное, его разберут…

Библиотека обязана освободить помещение до 30 апреля. Поэтому Виктория Борисова сидит и отменяет намеченные концерты — а они у нее расписаны до конца года. И на 2017-й распределены уже почти все дни.

Вся огромная, годами налаживавшаяся работа подлежит уничтожению ускоренными темпами. В библиотеке проходили курсы компьютерной грамотности для пенсионеров — их больше не будет, компьютерный зал практически разобран. Не будет кружков изобразительного искусства и рукоделия, шахматного клуба, курсов иностранных языков, все бесплатное… Отменяются занятия, слетает назначенный на субботу тотальный диктант, срывается Библионочь, посвященная «Мастеру и Маргарите». К ней долго готовились, договаривались с актерами, достали старинную пишущую машинку времен Булгакова…

В 90-е годы обычная районная библиотека, существовавшая в этом помещении с 1955 года, начала активно развиваться. Во-первых, она стала сотрудничать с итальянским обществом Данте Алигьери (общество, пропагандировавшее творчество Данте и итальянский язык по всему миру, существовало в Москве еще до революции). В библиотеке шли вечера итальянской музыки, показы итальянских фильмов (часто здесь они шли впервые в России), лекции об Италии, которые читали профессора МГУ и приезжие итальянцы. Здесь великолепный отдел иностранной литературы (между прочим, первый в массовой библиотеке, созданный совместно с Екатериной Гениевой). Сюда приходят преподаватели МГУ за учебниками на иностранных языках.

В «обычной районной библиотеке» около 100 000 единиц хранения, записано 10 000 постоянных читателей, временных — еще больше, еще 3000 ходят в электронный читальный зал. В 1993 году «итальянка» стала первой московской библиотекой с интернетом, еще по коммутированным каналам. Затем библиотека связалась с Академией наук и с ее помощью появилась четырехпроводная связь. Потом провели оптоволоконный кабель, тоже первые в Москве. И первый библиотечный сайт был у «Данте Алигьери».

Бывшая заведующая Светлана Барсукова уделяла компьютеризации огромное внимание: библиотека выигрывала гранты, получала помощь от Фонда Сороса, фонда «Открытое общество», объединила в сеть 15 районных библиотек, сделала общий электронный каталог, первая сделала автоматизированную книговыдачу, штрих-кодирование книг… Потому что, говорят библиотекари, положение обязывало быть: мы же рядом с МГУ, к нам ходят профессора, академики, мы должны были соответствовать. Добавим: ведомственные дома МГУ и АН СССР, огромные общежития Универа — тоже по соседству.

В библиотеке уверены: причина в том, что находящийся по соседству Следственный комитет хочет получить и эти помещения. Виктория Борисова говорит:

— Наше здание стоит буквой «П», все занято Следственным комитетом, и только мы тут, как чужеродный элемент. И как только они сюда вселились года полтора назад, начали к нам ходить. Заходит группа, осматривает помещение и говорит: «Это надо убрать, этот цвет не подходит…» Мы уже понимали, к чему идет дело.

…И прежде сюда часто заходили с предложениями сдать помещение банку или агентству. До СК по соседству был Госстрой, потом Управление наказаний, затем Минрегионразвития, с которым библиотека даже судилась из-за помещений.

И вот — случилось. 14 апреля приезжали из головной организации, ЦБС ЮЗАО, и сказали о том, что библиотека будет закрыта, они же сейчас разбирают и увозят технику.

— Я сказала, что костьми лягу, но технику свою не отдам, — говорит Ирина Евстигнеева, заведующая справочно-библиографическим отделом, и решительно сжимает висящий у нее на шее чехол. — Ключи у меня здесь, хожу и держу их, чтобы никто не проник в мой отдел.

…Департамент культуры считает, что ничего особенного не происходит: библиотека переезжает. Для этого из назначенного им помещения на улице Новаторов — значительно меньшего — выселят находящуюся там библиотеку № 172 и переведут в детскую (это еще две пострадавших в этой истории стороны, которые будут сидеть друг у друга на головах). Поскольку библиотека имени Данте Алигьери в предоставляемом помещении не помещается, иностранный отдел переезжает в библиотеку № 169, где место для него тоже не предусмотрено. Сотрудников обязывают каким-то образом списать 1/5 фондов.

…За стойкой выдачи книг непрерывно звонит телефон: читатели волнуются. Библиотекарь терпеливо отвечает на очередной звонок:

— Все правда, мы переезжаем. Книги больше не выдаем. Что дальше будет? Да ничего не будет. Ни-че-го.

P.S.16 апреля на сайт change.org выложена петиция мэру Москвы С.А. Собянину (копии — в департамент культуры Москвы, департамент госимущества столицы и Следственный комитет РФ) с объяснением роли библиотеки Данте как культурного центра города, бессребреничества и уникальности этого места. И с просьбой пересмотреть решение.

P. P. S.Жители района и сотрудники библиотеки 20 апреля в 19.30 проводят собрание а защиту библиотеки. Действуют уже три электронные петиции, в сумме там скоро 10 тыс подписей. Также народ пишет индивидуально в электронные приемные мэра, СК, депкульта. Тем временем, прошла информация, что из-за скандала с выселением в понедельник утром будет попытка досрочного выселения библиотеки из помещения. Жителей просят прийти и физически защитить библиотеку.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow