РасследованияПолитика

КС раздумывает, признавать ли решение ЕСПЧ

Этот материал вышел в номере № 35 от 4 апреля 2016
Читать

31 марта в Конституционном суде состоялось первое рассмотрение вопроса об исполнении решения ЕСПЧ. Напомним, что в декабре прошлого года в Закон о Конституционном суде была внесена новая часть, которая позволяет КС определять, будет Россия выполнять конкретное решение ЕСПЧ или нет. И первым решением ЕСПЧ, которое потребовало проверки, стал вердикт по делу «Анчугов и Гладков против России».

История начиналась в 1995 году, когда Сергей Анчугов и Владимир Гладков были арестованы и впоследствии приговорены к смертной казни, которая позже была заменена на 15 лет. Все это время они активно отстаивали электронные права заключенных — безуспешно. Потому и обратились в ЕСПЧ.

На стадии коммуникации жалобы правительство России помимо стандартных ответов о том, что вмешательство в права заключенных «законно, пропорционально и отвечает интересам общества», приводило весьма экстравагантные обоснования своей позиции. В частности, указывали, что запрет голосования для осужденных «представляет собой российскую традицию, восходящую к началу XIX века», или — ссылаясь на практику неформальных взаимоотношений, сложившуюся в тюрьмах: мол, криминальные авторитеты могут влиять на волеизъявление заключенных. И последний довод — заключенных вообще мало, поэтому их участие или неучастие в выборах не сможет повлиять на итоги голосования.

Эти доводы ЕСПЧ не убедили, и в 2013 году он вынес окончательное решение, согласно которому лишение заключенных избирательных прав нарушает «право на свободные выборы», гарантированное статьей 3 протокола 1 Европейской конвенцией по правам человека. Решение было принято единогласно, его поддержал даже судья от России Дмитрий Дедов, назвавший позицию ЕСПЧ взвешенной, лишенной «двойных стандартов» и «предмета для накала страстей».

Но предмет для накала все-таки нашелся. Центризбирком подготовил заключение, согласно которому решение ЕСПЧ выполнить никак нельзя, на основании чего Минюст и обратился в Конституционный суд с просьбой «признать невозможность исполнения в соответствии с Конституцией РФ» постановления по делу «Анчугов и Гладков против России».

31 марта в КС сторону «за исполнение решения ЕСПЧ» представляли сами Анчугов и Гладков, а также их представители — адвокаты Сергей Клещев и Валерий Шухардин. С противной стороны были: Георгий Матюшкин, судья от России при ЕСПЧ, представители Госдумы, Совета Федерации, Генпрокуратуры, правительства, президента и ЦИКа. По мнению представителей государства, никакого гибкого толкования Конституции в данном случае не может быть, а решение ЕСПЧ требует ее прямого нарушения.

Адвокаты бывших осужденных, в свою очередь, прошлись по всему Основному закону. По их словам, государство должно принимать в расчет количество пребывающих в колониях — более 761 тысячи человек, их возможность исправиться, приближение сроков выхода на свободу. «Например, осужденные к лишению свободы условно не лишаются избирательного права. Почему его должны лишаться приговоренные к реальным срокам?» — спрашивал адвокат Сергей Клещев.

Как рассказал «Новой газете» Валерий Шухардин, единственным, кто высказался в поддержку исполнения решения ЕСПЧ, стал эксперт от Совета по правам человека в РФ Илья Шаблинский.

Решение КС РФ будет оглашено в течение месяца.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow