СюжетыПолитика

Генри Резник — о приговоре Ильдару Дадину: «Это оскорбление права»

Приговор гражданскому активисту оставили в силе

Этот материал вышел в номере № 35 от 4 апреля 2016
Читать
Приговор гражданскому активисту оставили в силе

31 марта Мосгорсуд на полгода смягчил приговор гражданскому активисту Ильдару Дадину, осужденному в декабре прошлого года на три года реального лишения свободы по «новой» статье уголовного кодекса — 212.1 УК РФ. Статья, напомним, предполагает уголовное наказание за «неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». То есть если человек трижды в течение полугода вышел на улицу выразить свое мнение — с плакатом или без, один или с кем-то — мирно и без оружия, и был за это задержан, то четвертый раз может стать основанием для посадки до пяти лет.

Статья была введена в Уголовный кодекс в июле 2014 года, и ее начали использовать ровно через шесть месяцев после принятия — 27 января 2015 года возбудили уголовное дело в отношении гражданского активиста «с большим стажем» Ильдара Дадина, который на протяжении пяти лет участвовал в мирных акциях протеста по широкому спектру тем — от поддержки ЛГБТ до антивоенных акций. Часто его акции и одиночные пикеты заканчивались административными задержаниями. Задерживали даже тогда, когда он пытался выяснить, за что задержали кого-то другого…

Статья 212.1 УК РФ оказалась первой уголовной статьей в постсоветской России, которая наказывает, по сути, за мирное выражение своего мнения. По мнению Совета по правам человека при Президенте РФ, эта статья напрямую противоречит Конституции и международным нормам, которые Россия пообещала соблюдать.

Об этом собственно и говорили на протяжении семи часов в ходе апелляции в Мосгорсуде адвокаты осужденного Дадина Генри Резник, Ксения Костромина и Алексей Липцер . Но услышаны не были — приговор оставили в силе.

…Утром на входе в Мосгорсуд образовалась большая очередь из сторонников осужденного. На одном из активистов футболка с надписью «Свободу Ильдару Дадину» и его портретом. Пропускать сторонника в зал в таком виде приставы отказались. Апелляция проходила в крошечном зале. Для СМИ и общественности специально организовали видеотрансляцию в зале побольше, однако и там уместились не все — остальные ожидали решения в коридоре.

Дадин настаивал на личном присутствии в заседании. Но оказалось, что провезти его 15 километров из СИЗО-4 в Мосгорсуд почему-то невозможно. В итоге осужденный выступал по видеосвязи из СИЗО. Держался возбужденно, эмоционально и даже порой радикально. Отвечая на вопросы суда, вставать отказался, мотивируя это тем, что «место, где издеваются над Конституцией, где выносят неправосудные приговоры», не считает судом.

— Когда полицейским заявляешь, что в России должна работать Конституция, они ржут и считают человека сумасшедшим, — замечал Дадин и долго перечислял суду статьи Конституции, которые, по его мнению, были нарушены его уголовным преследованием. В последнем слове эмоций у Дадина не убавилось:

— Меня часто называют идеалистом. Но я и прагматик — и умею соотносить факты. Я видел, как людей, которые выражают позицию против войн, сажают. Савченко, одной из достойнейшей дочерей Украины, дали 22 года. Даже убежденный «рашист» в моей камере не верит, что она убийца. Я понимаю, что у вас есть приказ. Что приговор останется без изменений. Но я не боюсь. Меня спрашивают: чего ты добился? — сидишь. Я здесь нахожусь, потому что я живу по совести. Пока ты не вышел на улицу и не заявил свою позицию, ты соучастник фашизма. Если мы позволяем палачам убивать людей, мы несем ответственность. Друзья, не переживайте за меня, я готов к этим трем годам. Разве это сравнится с тем, что делает наша власть с людьми? Не становитесь соучастниками фашизма. Отстаивайте свои права!

Адвокаты Дадина безуспешно просили его несколько сбавить радикальные обороты, в свою очередь, подробно разбирали нарушения в его деле с чисто юридической точки зрения. Остановились, в частности, на парадоксе: некоторые из решений по административным правонарушениям Дадина не вступили в силу на момент возбуждения самого уголовного дела против него. То есть обвинение по той самой 212.1 статье УК РФ было предъявлено незаконно.

Адвокат Генри Резник отдельно разбирал сам факт неконституционности статьи 212.1.

— Статья очевидно неконституционна, — говорил он судье. — Одного только довода о том, что постановления административных судов еще не вступили в силу, когда было возбуждено дело, вполне достаточно, чтобы отменить этот приговор и прекратить дело. <…> Депутаты, которые внесли норму в верноподданическом угаре, не учли основания квалификации преступления, которая дается суду. Нет основания переводить административные деяния в уголовное преступление. Никакая множественность, повторяемость не может быть таким основанием.

Защитник настаивал на том, что само уголовное дело против Дадина противоречит духу права:

— Суть довольно проста: мирный демонстрант упрятан за решетку не на месяцы, а на годы. Эта ситуация — удар по престижу государства, которое числит себя правовым. Приговор Дударь (судьи Басманного районного суда Москвы Натальи дударь, которая в декабре 2015 года и вынесла Дадину приговорА.Б. ) — это пятно на мантии российского правосудия. Лишение свободы мирного демонстранта входит в вопиющее противоречие с Конституцией России и Европейской конвенцией по правам человека. В Конвенции написано: «Там, где демонстранты не участвуют в акциях насилия, государству важно продемонстрировать определенный уровень толерантности». Дадин принадлежит к не слишком многочисленной категории наших соотечественников, которые высокие абстрактные нормы воспринимают как свои собственные убеждения. Они с ними сживаются. Он относится к числу тех самых неравнодушных людей, которые выступают за право и справедливость. В общении они далеко не всегда бывают приятными, но именно наличие таких людей не позволяет расслабиться гражданскому обществу. Ваша честь, посмотрите, все его мероприятия — не массовые, это одиночные пикеты, на которых человек протестует против разных несправедливостей. Его дело показывает, терпимо ли государство к мирным формам отстаивания своих убеждений, которые могут быть крайними или заблуждениями, но именно это характеризует режим как демократический. Ваша честь, мирным демонстрантам не место за решеткой, это оскорбление права.

В 18 часов вечера судья Наталья Борисова спокойно зачитала решение — снизить срок на полгода, в остальном — без изменений. Сторонники Дадина да и он сам закричали: «Позор!» и «Фашизм!». Молодая жена Дадина расплакалась.

Десяток самых отчаянных сторонников сели на пол, сцепившись руками, и отказались покидать зал трансляции. В ходе стычки с приставами у одного из активистов была разбита голова.

С учетом того, что Дадин под арестом с февраля прошлого года, сидеть ему осталось год и пять месяцев. Пока до отправки в колонию он будет оставаться в СИЗО.

— Как это отразится сегодняшнее решение на судьбах других гражданских активистов, мы увидим в ближайшее время. Очевидно, что многие подобные дела по другим активистам или не возбуждали, или замораживали, ожидая результатов нашего обжалования, — сказала «Новой» адвокат Ксения Костромина .

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow