СюжетыПолитика

Как стать единственным Елбасы

Назарбаев обещает изменить конституцию Казахстана и отказаться от суперпрезидентской республики

Назарбаев обещает изменить конституцию Казахстана и отказаться от суперпрезидентской республики
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В минувшее воскресенье в Казахстане состоялись досрочные парламентские выборы. Главная интрига оказалась связанной с выступлением президента Нурсултана Назарбаева после голосования на избирательном участке в здании Дворца школьников в Астане.

Назарбаев призвал «не подгонять» Казахстан к демократии. «Вопросы изменения (политического строя — ред.) — в будущем. Демократия — это не начало пути. Демократия для нас — это конец пути. Мы постепенно реформируем, принимаем законы, двигаемся в этом направлении. И подгонять нас не надо, потому что мы — другие. В Азии другие семейные отношения, другая религия, поэтому всем государствам надо научиться уважать традиции, историю и культуру друг друга», — сказал Назарбаев.

Кроме того, Назарбаев не исключил возможности перехода на новую политическую систему в стране и перераспределения властных полномочий между президентом, парламентом и правительством. «Мы в этом направлении думаем. А когда это будет происходить, мы посмотрим по обстановке в экономике, мире, внутри страны. Если будет такая воля, что надо будет переходить на другую систему управления, мы очень серьезно над этим будем думать и думаем», — слова Назарбаева были предельно обтекаемыми, но стали сенсацией. Об окончании эпохи суперпрезидентской республики в Казахстане начали говорить чуть ли не как о свершившемся факте.

Повторение сказанного

На самом деле, фраза Назарбаева об изменении политической системы звучит в Казахстане не в первый раз. По-крупному президент стал разыгрывать карту необходимости изменений в стране больше года назад — когда представлял свой очередной глобальный антикризисный план под названием «Пять институциональных реформ». Последней реформой как раз и шло упоминание о необходимости перераспределения властных полномочий.

Однако нынешнее заявление действительно может быть первым сигналом к началу реальных изменений. Политик Амиржан Косанов, оговариваясь, что действия власти в этом щепетильном вопросе предугадать почти невозможно, всё же предполагает, что изменения не за горами. «Мне кажется, что наступающий постназарбаевский период все же заставит власть заняться перераспеределением полномочий между ветвями власти. На такой «жертвенный» шаг она пойдет не «демократии ради», а исключительно для собственного самосохранения. Ибо «второго Назарбаева» с таким же суперполномочиями страна уже не выдержит», — размышляет Косанов.

О том, что элиты находятся в режиме ожидания, думает и директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. «Тезисы о необходимости перераспределения власти звучат в последние 2-3 года регулярно, и озвучивают их только два человека: президент Назарбаев и спикер Сената Касым-Жомарт Токаев, — говорит Сатпаев. — Всё говорит о том, что схема эта обсуждается. Но, как показали парламентские выборы, конкретных шагов пока не видно». Проблема, по мнению политолога, в том, что власть сама себя загнала в угол: с одной стороны, она понимает, что нужно усиливать парламент, с другой — ужасно этого боится, поскольку тогда нужно вносить изменения в избирательное и партийное законодательства, а это чревато неконтролируемой демократией (то есть «концом пути»).

Политик Пётр Своик считает, что нынешнее высказывание Назарбаева — это старт реформы, поскольку он хочет остаться единственным и неповторимым Елбасы (главой государства — прим. ред.). «Самое плохое, что для него может случиться — это наследование, — говорит Своик. — Он боится, что не успеет реформировать этот пост, и его займёт кто-то, кто даже при всей лояльности будет вынужден переосмыслить историческую роль Назарбаева и списывать на него много чего». Чтобы не допустить XX съезда в масштабе Казахстана, Назарбаев, по мнению Своика, сделает пост президента номинальным, а полнота власти сосредоточится в руках «Нур Отана», где наиболее заметной фигурой является его дочь Дарига Назарбаева.

Политолог и эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов, в свою очередь, относится к заявлениям Назарбаева скептически. «До тех пор, пока Назарбаев жив, здоров и дееспособен, разговоры об изменении формы правления в Казахстане носят исключительно ритуальный характер, поскольку все заявляемые «телодвижения» государственной системы в этом направлении имеют своей целью сохранение власти Елбасы и гарантий его безопасности в той или иной форме правления. Это утверждение остается в силе, даже если будет осуществлена передача части президентских полномочий парламенту или правительству», — уверен он.

Карикатура на процесс

Ключевой вопрос грядущих реформ заключается в том, как они отразятся на соседей Казахстана — России и странах Центральной Азии, — где формат суперпрезидентской республики сегодня такой же обыденный, как и в Казахстане. Опрошенные «Новой» эксперты сомневаются, что ситуация в Казахстане может стать катализатором похожих процессов в других странах. «Это заявление, несомненно, возбудило интерес во внешнем мире к Казахстану и его лидеру, но я полагаю, что этот интерес иссякнет очень скоро, когда выяснится, что все громкие намерения изменить политическую систему обернутся косметическими реформами. Я не вижу предпосылок к тому, что казахстанский прецедент подобного свойства сможет стать образцом для подражания по одной причине: персоналистский режим в Казахстане пока не выработал в себе внутренних ресурсов для преодоления своей природы», — ставит диагноз Дубнов.

«Несмотря на схожесть признаков авторитаризма, все-таки у каждой страны постсоветского пространства разные возможности для политического маневра, — говорит Амиржан Косанов. — Например, в той же России президент на целых 12 лет моложе нашего Елбасы. Возрастной фактор всегда будет определяющим в решении судеб режимов личной власти». Политик полагает, что официальная Москва даже не обратит внимания на эти высказывания, поскольку ей со своими проблемами вообще не до этого.

В свою очередь, Пётр Своик считает, что Москве как раз таки до этого есть дело — просто всему своё время. «Как только Москва активизирует свою политику в отношении стран Азии, товарищи ханы начнут всё больше оглядываться на Кремль», — говорит Своик.

Вероятнее всего Россия, Запад и другие отреагируют на политическую реформу в Казахстане абсолютно спокойно. Нынешняя система их полностью устраивает, но и какие-то изменения, если они произойдут под контролем Назарбаева, большого беспокойства у них не вызовут. «Для других стран важно, чтобы власть в Казахстане обеспечивала стабильность и те принципы внутренней и внешней политики, которые заложил Назарбаев. К тому же, политики других стран понимают, что каких-то резких демократических изменений от Казахстана вряд ли стоит», — считает Досым Сатпаев.

Собственно, прошедшие в минувшее воскресенье парламентские выборы показали, что ключевыми в речи президента были, скорее, не слова об изменении системы, а слова о том, что с демократией в Казахстане пока не стоит торопиться. По предварительным раскладам, конструкция нового парламента получилась ровно такой же, что и предыдущая вплоть до десятых процента (у «Нур Отана» — больше 82 процентов, у коммунистов и партии предпринимателей «Ак жол» — чуть больше 7 процентов). Выборы прошли с многочисленными нарушениями. Явка, названная рекордной (больше 75%), вызвала сомнение даже у лояльных к власти экспертов. Наблюдатели от СНГ, среди которых были, например, Николай Валуев и Иосиф Кобзон, выборы похвалили, ОБСЕ привычно раскритиковала. И то, что президент поздравил «Нур Отан» с победой уже через 20 минут после оглашения предварительных результатов, говорит, скорее, о том, что именно такой сценарий казахстанскую власть больше всего и устраивает. В конце концов, президент обещал лишь реформы — но никак не демократию здесь и сейчас.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow