РасследованияПолитика

Подписная кампания прокуратуры

Этот материал вышел в номере № 31 от 25 марта 2016
Читать
Переписка редакции с частным лицом стала предметом разбирательства на уровне зампрокурора ЯНАО
Прокурор Герасименко. Фото: Znak.com
Прокурор Герасименко. Фото: Znak.com

В редакцию пришло письмо из прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа. Заместитель окружного прокурора Иосиф Минеев сообщил, что «проводится проверка по факту предоставления в суд и прокуратуру ЯНАО письма за подписью шеф-редактора Полухина А.В. на имя Ситникова…». Минеев потребовал: «В соответствии со ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» Вам необходимо в срок до 14 марта предоставить в прокуратуру автономного округа на электронный адрес… информацию о том, направлялось ли за подписью шеф-редактора Полухина А.В. в 2015 году на имя Ситникова О.А письмо о предоставлении копий документов, использовавшихся при подготовке публикации в издании «Новая газета».

Речь о копиях документов, которые легли в основу публикации «Тиски ликвидаторов» о предпринимателе из Нового Уренгоя Олеге Ситникове, фактически попавшем под двойной пресс, где, с одной стороны, — откровенный криминал, а с другой — правоохранительные органы, действующие по поручениям прокуратуры ЯНАО. И у меня сложилось впечатление, что эти две «социальные группы» объединяет одна общая цель — вынудить Ситникова свернуть бизнес и покинуть Ямал.

В сентябре 2013 года на Ситникова совершили покушение. Он получил девятнадцать ножевых ранений, потерял почти три литра крови, три дня провел в реанимации, но выжил. Расследование этого преступления ведется отвратительно. Это признал даже генеральный прокурор России, объявивший прокурору ЯНАО выговор.

Несмотря на выговор, никаких подвижек в расследовании уголовного дела нет.

— Мы даже не знаем, где сейчас находятся материалы уголовного дела, — возмущается Олег Ситников. — Их, похоже, возят по маршруту Новый Уренгой — Салехард — Москва. Наши обращения в Генеральную прокуратуру неизменно спускаются в Салехард, мол, прокуратура ЯНАО по этому вопросу не выносила решение. А она, видимо, и не собирается. У нас уже скопилось двенадцать таких ответов.

С куда большим рвением правоохранительные органы проводят проверки в отношении предприятий, входящих в «Корпорацию Роснефтегаз». Проверки идут одна за другой. При этом, как мне удалось выяснить, прокурор ЯНАО Александр Герасименко не стесняется направлять своим подчиненным приказы о проведении проверок, в том числе и в отношении персонально Олега Ситникова. Несколько таких документов и были обнародованы в публикации «Тиски ликвидаторов».

Требование заместителя прокурора ЯНАО о предоставлении информации мы, конечно, выполнили. Но меня заинтересовало пристальное внимание прокуратуры к достоверности подписи шеф-редактора «Новой газеты». Мой интерес подхлестнуло и то, что в начале февраля я писал, что прокуратура ЯНАО буквально завалена письмами, которые вроде бы и подписаны, но фактически являются фальшивками. Несмотря на то что отправлены они из разных городов России, они написаны как под копирку… Как ни странно, прокуратура ЯНАО на них реагировала оперативно, мгновенно направляя проверки на предприятия, входящие в «Корпорацию Роснефтегаз». И в ходе проверок, обысков и выемок с предприятий целыми грузовиками вывозились документы, компьютеры, процессоры, носители информации. И достоверность этих писем и подписей прокуратуру ЯНАО не сильно интересовала.

Вот что удалось выяснить. Оказывается, Олег Ситников обратился в суд с требованием признать необоснованными и незаконными действия прокурора ЯНАО Александра Герасименко. Административный иск был подан еще в прошлом году. И уже тогда в прокуратуру ЯНАО была отправлена копия иска, а также всех приобщенных к нему документов. В том числе и копия письма из редакции «Новой газеты».

Больше двух месяцев этот иск и приложенные к нему документы не интересовали прокуратуру. Но 18 февраля произошло событие, которое заставило прокуратуру ЯНАО встрепенуться и начать действовать. Дело в том, что Салехардский городской суд ЯНАО согласился с доводами заявителя, что окружной прокурор вышел за рамки своих должностных полномочий. Суд вынес решение, в котором признал действия прокурора ЯНАО Александра Герасименко «…не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы» Олега Ситникова.

Судебное решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано в апелляционной инстанции. По всей видимости, в прокуратуре ЯНАО решили опротестовать судебный акт, придравшись к «недостоверности подписей» в документах. Но явно перестарались. Непонятно также, почему подготовкой к рассмотрению дела в апелляционной инстанции занимается заместитель прокурора округа? Ответчиком по делу проходит лично Александр Герасименко, прокурор округа. И судебное решение вынесено персонально в отношении него (как должностного лица). И судебная тяжба — это вроде бы его личное дело. Поручая своим подчиненным заниматься подготовкой к судебному заседанию, не превышает ли он свои полномочия?

Кроме того, Салехардский городской суд в мотивировочной части своего решения от 18 февраля предельно прямолинейно напомнил, что «у прокуратуры отсутствуют полномочия по проведению проверочных мероприятий в отношении физического лица, равно как и принятию мер прокурорского реагирования». Не превысил ли свои полномочия заместитель прокурора ЯНАО Иосиф Минеев, начав проверку документов из частной переписки Олега Ситникова?

Между тем получила развитие история предполагаемого «визита» прокурора ЯНАО Александра Герасименко в заповедник «Таймырский». В конце декабря прошлого года на сайте «Новой» мы обнародовали видеозаписи, на которых пассажир, внешне похожий на Александра Герасименко, летает на вертолете над заповедником на высоте метров 50—100, распугивая животных. При этом заповедник «Таймырский» — это особо охраняемая территория, где самолетам и вертолетам запрещено пролетать на высоте ниже двух тысяч метров. Публикацию в «Новой» мы проиллюстрировали фотографией пассажира вертолета, держащего в руках арктического гольца, включенного в Красную книгу. По скалам и прибрежной полосе озера нам удалось идентифицировать место, где была проведена фотосъемка, — это именно заповедник «Таймырский», расположенный в Красноярском крае.

Мы не утверждали, что Герасименко в заповеднике поймал рыбу, лов которой запрещен, возможно, что рыбу ему дали подержать для селфи. Но мы рассчитывали, что в Генеральной прокуратуре разберутся, как Александр Герасименко попал на борт вертолета и как в его руках оказалась рыба, занесенная в Красную книгу.

Но заместитель начальника управления — начальник отдела служебных проверок Генеральной прокуратуры России Андрей Кузьмин, по всей видимости, не захотел скрупулезно разбираться в этой истории. Он так и написал: «Основания для проведения проверки (служебного расследования), организации доследственной проверки и принятия мер реагирования в отношении Герасименко А.В. не имеются».

Но высокопоставленный сотрудник Генеральной прокуратуры России подчеркнул: «Достоверных и объективных данных, подтверждающих причастность Герасименко к вылову на территории заповедника «Таймырский» занесенного в Красную книгу арктического гольца и нахождения указанного прокурорского работника «на борту летавшего над заповедником вертолета», в ходе проверки не получено».

Теряюсь в догадках. Как можно одновременно утверждать, что оснований для проведения проверки нет, но при этом писать, что «в ходе проверки» объективных данных не получено?

К слову, в отличие от заместителя прокурора ЯНАО Иосифа Минеева высокопоставленный сотрудник Генеральной прокуратуры России Андрей Кузьмин не обращался в редакцию «Новой газеты» для получения копий видеоматериалов и фотографий (в том числе и тех, которые пока не обнародованы).

Человек, похожий на Александра Герасименко с рыбой, похожей на арктического гольца, включенного в Красную книгу. На фоне приметных скал, позволяющих установить, что фотография сделана в заповеднике «Таймырский»
Человек, похожий на Александра Герасименко с рыбой, похожей на арктического гольца, включенного в Красную книгу. На фоне приметных скал, позволяющих установить, что фотография сделана в заповеднике «Таймырский»

Мы намерены и дальше отслеживать историю противостояния предпринимателя из Нового Уренгоя Олега Ситникова и прокурора ЯНАО Александра Герасименко.

P. S. Олег Ситников объявил награду в десять миллионов рублей за сведения о преступниках, совершивших покушение на его жизнь. Связаться с Ситниковым и согласовать условия обмена информации на 10 000 000 рублей можно по электронной почте: [email protected].

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow