Риторика представителей трех фракций из числа так называемой системной оппозиции практически неотличима друг от друга. Для того чтобы зафиксировать этот факт, достаточно послушать, о чем они говорили на митинге в честь годовщины присоединения Крыма 18 марта. В Риге на днях маршировали фашисты, из Сирии войска вывели, потому что всех разбомбили, СССР развалили верхи, предавшие интересы Родины, и т.д. — вот единая политическая повестка думских «оппозиционеров». Наблюдателю было бы довольно трудно в тот день понять, что перед ним выступали представители разных партий.
В преддверии сентябрьских выборов такое родство думских фракций между собой и с властью не сулит им ничего хорошего. Скорее всего, Кремль отблагодарит отдельных представителей КПРФ, ЛДПР и СР за лояльность и проявленный «патриотизм» либо в виде проведения относительно честных кампаний на их округах, либо вовсе не выдвигая на их округе сильного представителя власти. Часть избирателей будет по-прежнему голосовать за старые партийные бренды. Но в новых посткрымских условиях этого явно будет недостаточно для того, чтобы сохранить имеющееся в распоряжении «системных оппозиционеров» число депутатских мандатов.
Проблемы думской оппозиции напрямую затрагивают и интересы Кремля, поскольку голоса, которые потеряли его сателлиты, могут попасть в «ненадежные» руки. Для того чтобы избегать таких проблем и получать более или менее понятные и устраивающие элиту результаты выборов, Кремль начиная с 2003 года придерживался стратегии создания т.н. селектората.
Селекторат, или «минимальная коалиция победителей», — это один из самых распространенных способов удерживать власть в авторитарных режимах. Обнаружил и описал эту стратегию нью-йоркский политолог Брюс Буэно де Мескита. Исследователь определяет селекторат как иерархически выстроенную управленческую верхушку, состоящую из власти и ее ближайших сателлитов, лояльность которых поддерживается через их участие в перераспределении ренты и за счет страха оказаться выброшенными за границы этой системы. Включение в селекторат происходит по двум базовым принципам: данная политическая сила — партия, группа интересов, крупный бизнес, армейская или силовая элита или даже отдельный человек либо могут привести за собой голоса на выборах (тем самым обеспечивая власть формальной легитимностью и не давая протестным голосам уйти к реальной оппозиции), либо могут напрямую защитить интересы селектората околосиловыми или силовыми методами. При этом для максимизации ренты количество участников селектората стремится к минимуму, а внутри самой коалиции могут случаться ротации, т.е. чистки неэффективных участников.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
До 2011 года обе части выстроенного Кремлем селектората — и партийные проекты, и силовой аппарат — справлялись с задачами удержания власти довольно неплохо. Осечка случилась во время последних думских выборов. В результате некоторые изменения внутри селектората пришлось произвести — например, привлечь к участию в нем часть думской оппозиции для получения необходимого большинства в парламентах. Но от неэффективных участников коалиции избавиться не смогли или не успели. Сейчас рейтинг самой «Единой России» снижается. Накопилась усталость от этого партийного бренда, но главное — от знакомых лиц в нем. Путинский селекторат стал настолько однородным, что для поддержания его жизнеспособности нужны свежие силы.
Все это побуждает Кремль искать пути обновления селектората, повышения его эффективности для того, чтобы не допустить самого страшного — повторения Болотной в 2016 году. Удивительно, но этих целей можно добиться с помощью самих выборов.
Похоже, что в целом ряде российских регионов — Волгоградская и Иркутская области, Санкт-Петербург, часть Москвы и Московской области — старых неэффективных депутатов «Единой России» заменят на более активных и молодых путем проведения относительно честных партийных праймериз. Обновление внутрипартийного состава произойдет и путем участия в выборной гонке «свежей крови» через структуры ОНФ, которому будут отдано значительное число одномандатных округов.
Ряды партийных сателлитов «Единой России» также можно подчистить. Взамен быстро теряющей популярность и разваливающейся на глазах «Справедливой России» Кремль экстренно готовит новую партию, перспективы которой попасть в парламент повышаются с каждым днем. В конце февраля о готовности участвовать в выборах под брендом «Правого дела» заявил Дмитрий Потапенко — харизматичный бизнесмен, особенно прославившийся после своего резкого выступления на Московском экономическом форуме, где в экспрессивной форме раскритиковал экономическую политику Кремля. Ранее Оксана Дмитриева и близкая ей группа депутатов заявили о желании баллотироваться в Госдуму по спискам «Правого дела».
Фактически «эсеров» готовятся исключить из селектората, отдав освободившийся после потери «социалистами» своих избирателей слот новой правой партии. Которая и голоса у демократической оппозиции сможет оттянуть, и кооптировать часть недовольных внутрь системы. Кроме того, ее риторику можно будет удачно использовать при проведении непопулярных, но необходимых из-за кризиса экономических реформ.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68