СюжетыОбщество

Природно-человеческий фактор

В авиакатастрофе в Ростове-на-Дону погибли 62 человека. Признаков теракта нет. В сложных погодных условиях экипаж принял решение не уходить на запасной аэродром

Этот материал вышел в номере № 29 от 21 марта 2016
Читать
В авиакатастрофе в Ростове-на-Дону погибли 62 человека. Признаков теракта нет. В сложных погодных условиях экипаж принял решение не уходить на запасной аэродром
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В ночь на 19 марта разбился Boing 737-800 авиакомпании Flydubai (ОАЭ), выполнявший рейс Дубай—Ростов-на-Дону. На борту находились 62 человека — 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли. Большинство — жители Ростовской области, были среди пассажиров и иностранные граждане. Аэропорт закрыт предварительно до понедельника, 21 марта, пока рейсы направляют в Краснодар и Кавминводы. Следствие рассматривает две основные версии катастрофы: неисправность воздушного судна и ошибка экипажа в сложных метеоусловиях.

Происшествия в ростовском аэропорту случались и ранее (чаще всего — выкатывание воздушного судна за пределы взлетно-посадочной полосы), но обходилось без жертв. Катастрофа такого масштаба, что случилась в 3:43 19 марта, произошла в Ростове впервые.

Как рассказали сотрудники аэропорта, лоукостер Flydubai работает в Ростове-на-Дону с осени 2014 года, за это время компания перевезла 40 тысяч пассажиров, и все было штатно.

В ту ночь борт должен был приземлиться около половины второго.

Накануне вечером региональная служба МЧС сделала штормовое предупреждение: в городе и в большинстве районов области шел дождь, дул сильный порывистый ветер.

Аэропорт Ростова-на-Дону закрыт не был: как сказали работники аэропорта, подобные метеоусловия, характерные для мартовской ростовской погоды, конечно, не идеальны, но и не являются для Ростовского аэропорта экстраординарными, поэтому причин для столь резких действий не было.

В то же время именно из-за погодных условий два рейса, которые должны были приземлиться в аэропорту Ростова, были перенаправлены в Краснодар, еще один — из Стамбула — вернулся в порт вылета. Самолет же Flydubai сразу совершать посадку не стал — больше двух часов кружил над городом и окрестностями, а затем все-таки совершил трагическую попытку.

— Я слышала, как ночью, именно в районе половины четвертого, что-то ухнуло, — рассказала жительница микрорайона Александровка Нина Маликова. — Но решила, что это от порыва ветра — он был очень сильным — что-то оторвалось и упало.

Самолет столкнулся с землей примерно в 200 метрах от торца взлетно-посадочной полосы. Обломки (мелкие и среднего размера) оказались разбросанными по площади 300 метров. Повреждена была и сама полоса, кабели, осветительные приборы…

О случившемся сразу же был проинформирован губернатор Ростовской области Василий Голубев — в аэропорту создали оперативный штаб. Через пару часов начала появляться официальная информация о катастрофе. В самолете находились 62 человека, 40 — жители Ростовской области, несколько человек из Краснодарского края, Москвы и Волгоградской области. Еще 16 человек — иностранные граждане (из Украины, Узбекистана, Испании, Индии, Кипра). Среди погибших были четверо детей.

20 марта в Ростовской области объявлен траур.

После катастрофы территория аэропорта была оцеплена полицией: автомобили не пропускали, но люди могли пройти свободно. Около одного из входов в аэропорт появился импровизированный мемориал: приходившие пассажиры клали цветы на специально поставленный стол, кто-то принес плюшевую обезьянку. Позже цветы стали оставлять в залах и у других входов в аэропорт.

Ростовские перевозчики сервиса Uber объявили, что 19 и 21 марта будут возить родственников погибших бесплатно. Первые родственники и знакомые погибших пассажиров прибыли сразу же после крушения. К 10 утра их было около 70 человек. 30-ти понадобилась психологическая помощь, с ними работали психологи МЧС и других ведомств — 60 человек.

«Аэрофлот» стал отправлять пассажиров в Краснодар и Кавминводы, рейсы других авиакомпаний — в Москву, Санкт-Петербург, Стамбул, Севастополь, Ереван — отменены. Всего отменили к полудню 19 марта 9 рейсов, около 700 пассажиров либо были отправлены в другие аэропорты, либо расселены в гостиницах Ростова, либо вообще сдали билеты. Подогнали большие автобусы — для развозки тех, кто не смог улететь.

В связи с авиакатастрофой руководство Северо-Кавказской железной дороги и региональный минтранс приняли решение: 19 и 20 марта добавить вагоны к поездам, идущим из Ростова в Москву и обратно. Но, по словам директора СКЖД Владимира Пястова, в ж/д-кассах в то утро наблюдался меньший (чем обычно) спрос на билеты.

Представитель Следственного комитета Оксана Коврижная сообщила, что ведомство возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил движения и эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Рассматриваются две основные версии: техническая неисправность самолета и ошибка экипажа в сложных метеоусловиях.

Также Оксана Коврижная пояснила: на опознание уйдет много времени — слишком много фрагментов.

Что касается бортовых самописцев, то оба «ящика» хорошо сохранились. Но на расшифровку может уйти до 4 месяцев. Кто будет ее проводить — решит международная комиссия, которая займется выяснением причин катастрофы.

Во второй половине дня в Ростов прибыл министр транспорта Михаил Соколов, провел заседание оперативного штаба, а затем вместе с губернатором области Василием Голубевым и руководителем Росавиации Александром Нерадько дал небольшую пресс-конференцию. Министр рассказал, что создана правительственная комиссия, задача которой — оказать помощь в преодолении последствий катастрофы и выяснить ее причины. Как следовало из его выступления, раз рейс выполняла компания из Дубая, то все пассажиры были застрахованы страховщиками ОАЭ, кроме того, авиакомпания Flydubai страховалась в Великобритании. Именно эти страховщики (общий фонд страхования составил $500 млн) и будут осуществлять основные выплаты в соответствии с международными нормами. В то же время руководители российских регионов, жители которых погибли в катастрофе, выплатят пострадавшим по 1 млн рублей. Отвечая на вопрос журналистов о состоянии взлетно-посадочной полосы, министр сказал, что пенять на ее качество нет оснований:

«Год назад был закончен ремонт полосы, она находилась в хорошем состоянии».

Вообще-то некоторое время назад было принято решение — закрыть действующий сейчас аэропорт вообще, так как он расположен в окружении жилых кварталов, сейчас идет строительство нового порта, который должен вступить в строй к ЧМ-2018 (на месте ныне существующего планируется построить жилой микрорайон).

Также журналистов интересовало, не рассматривается ли в качестве причины трагедии работа диспетчеров Ростовского аэропорта, разрешивших посадку Flydubai, но направивших другие два рейса в Краснодар.

— В соответствии с международными правилами решение о действиях принимает командир экипажа, — ответил Александр Нерадько. — Наши диспетчеры действовали в строгом соответствии с инструкциями, и причин подозревать их у нас пока нет.

Михаил Соколов также добавил, что, по предварительным оценкам, на восстановление нормальной работы аэропорта потребуется 10 часов.

Ростов-на-Дону

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow