СюжетыПолитика

Позвольте вашу ручку

К активистке «Парнас» пришли с обыском в рамках «болотного дела»

Этот материал вышел в номере № 26 от 14 марта 2016
Читать
К активистке «Парнас» пришли с обыском в рамках «болотного дела»
Фото из архива
Фото из архива

Безразмерное во всех смыслах «болотное дело», по которому так или иначе привлекали в уголовном порядке более 30 человек, и не думает заканчиваться.

10 марта, около 11 часов, с обыском пришли домой к члену Федерального политсовета партии «Парнас» Наталье Пелевиной. Обыск по «болотному делу» у Натальи уже проводили год назад, в апреле 2015 года. Как рассказал «Новой» адвокат Пелевиной Сергей Бадамшин, в этот раз мероприятие проводилось гораздо «мягче». На сей раз сотрудники СК не стали караулить Наталью на лестничной клетке, чтобы силой вырвать дверную ручку, а культурно постучали в дверь, так что возможность вызвать адвоката была. И адвокат даже успел приехать к завершению обыска.

Правда, помимо организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ), которые вменялись Пелевиной в прошлом году, теперь она подозревается еще и в «незаконном обороте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (ст. 138.1 УК РФ). Это уголовное дело, как стало известно из заявления Владимира Маркина на сайте СК, «родилось» после обнаружения при предыдущем обыске у Пелевиной ручки со встроенной видеокамерой. Этой ручкой, как подозревает СК, Пелевина могла снимать не только сотрудников полиции с целью их дискредитации, но и «лиц из оппозиционной среды». В связи с этим Маркин сделал открытое обращение (к этим самым лицам), которое достойно прямого цитирования: «Учитывая все это, обращаюсь к лицам, в том числе соратникам, имевшим счастье общаться в формальных и неформальных беседах с Пелевиной. Вспомните, если во время ваших встреч у Пелевиной была не совсем обычная по толщине ручка темного цвета, то, возможно, вы стали объектом несанкционированной записи, которая может быть использована в дальнейшем против вас. В этом случае предлагаем вам обратиться в Следственный комитет. Мы готовы защитить ваше конституционное право на неприкосновенность частной жизни» (публикация на сайте СК, 11.03.2016, 13.33).

Сразу после обыска Пелевина была доставлена в СК на допрос, который продлился около двух часов и проходил в весьма однообразном стиле. Следователь задавал вопросы, ответом на которые неизменно была ссылка на норму, дающую право подозреваемому отказаться от дачи показаний (п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). Как пояснил адвокат Сергей Бадамшин: «Мы отказались от дачи показаний, поскольку на эти вопросы отвечать просто нелепо. Следствие уже проверяло версию финансирования Пелевиной массовых беспорядков и за год ничего не обнаружило, обвинение предъявлено так и не было. А давать показания по поводу ручки мы считаем преждевременным».

Сама Наталья уверена, что эти действия СК имеют политическую мотивацию. «Для многих это выглядит фарсом — спустя год возбудить дело и устроить обыск по поводу ручки, которую можно купить в любом торговом центре. Но очевидно, что этот повод был выдуман, потому что именно сейчас понадобилось совершить очередное наступление на оппозицию»,— сказала она «Новой».

Появление в этот же день репортажа по поводу обыска и допроса на печально известном канале НТВ подтверждает эту версию. Тем более что операторы НТВ, как обычно, в результате волшебного стечения обстоятельств, оказались перед дверью Натальи одновременно с сотрудниками СК, прибывшими для обыска.

В результате Наталья Пелевина, находящаяся теперь в статусе подозреваемой сразу по двум уголовным делам, была отпущена из СК под обязательство о явке, которое она, без сомнения, выполнит.

Комментарии

Илья Яшин, заместитель председателя «Парнас»:

— Мы, безусловно, расцениваем это как наезд на «Парнас». И чем ближе к выборам, тем больше будет такого силового давления. Их цель добиться того, чтобы мы вместо подготовки к выборам занимались разбирательством в СК и судах. Подобное происходит систематически. Случай Андрея Пивоварова (глава штаба «Парнас» на недавних выборах в Костроме.Ред.) — явный тому пример: во время избирательной кампании завели уголовное дело на нашего активиста. Сейчас у него как раз начался суд. Под уголовным делом руководитель рязанского отделения партии Юрий Богомолов — по делу об оскорблении судей. В Чебоксарах осужден наш ключевой активист, Дмитрий Семенов. Давно сидит (по «болотному делу». — Ред.) активист нашей партии Сергей Кривов. В ряде регионов есть заявления в органы на наших активистов. А Пелевина давно представляет интерес для органов. Мы воспринимаем все это как звенья одной цепи. Мы понимаем, что одна из задач Следственного комитета как органа политического сыска — организация давления на оппозицию. Мы к этому готовы, наши адвокаты тоже, так что будем делать все, чтобы защититься и чтобы наша избирательная кампания была направлена на избирателей, а не на следователей.

Екатерина Шульман, политолог:

— Действительно, эти ручки с камерой — распространенные игрушки, они в интернет-магазинах продаются, и много кто их покупал, и из-за границы привозили. Но правда и то, что скрытая съемка и аппаратура, которая снимает, не выглядят так, будто она снимает, у нас запрещена законом. Впрочем, в данном случае это скорее предлог. Чем объяснить ситуацию? И для предвыборных маневров подходящее время, и «болотное дело» тянется… Правоохранительная машина чрезвычайно велика. И все эти люди хотят одного: работать поменьше, а получать побольше. То есть если есть направление деятельности, где небольшими усилиями можно заработать себе продвижение по службе, поощрение, новое звание, то они будут это делать. Это коллективный разум машины. Ведь политические дела — простые и безопасные для следователей. Тут не нужно ни за кем гоняться, нет опасности, что тебя подстрелят или взорвут, это не террористов выслеживать и не вербовщиков ИГИЛ (запрещенная в России организация. — Ред.) находить. Тут можно иметь дело с тихими, интеллигентными, беззащитными людьми и при этом встраиваться в политическую повестку. Так что такого рода дела генерирует правоохранительный аппарат сам: не стоит думать, что за каждым таким делом стоит централизованный заказ. Если никакого окрика сверху не поступило, дело само по себе продолжает раскручиваться, а начальство тоже поощряет такую активность. Во‑первых, это конкуренция сотрудников, а во‑вторых — зачем бить по рукам активных исполнителей?

Отдел политики

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow