СюжетыПолитика

«Вы не вправе меня судить»

Прокуроры попросили 23 года колонии для Надежды Савченко

Этот материал вышел в номере № 23 от 4 марта 2016
Читать
Прокуроры попросили 23 года колонии для Надежды Савченко
Надежда Савченко расскахзывает суду подробности своего задержания. Фото: ТАСС
Надежда Савченко расскахзывает суду подробности своего задержания. Фото: ТАСС

Суд по делу Надежды Савченко, обвиняемой в пособничестве в убийстве российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина 17 июня 2014 года, а также в незаконном пересечении российской границы, вышел на финишную прямую. В среду и четверг состоялись прения сторон — подведение итогов судебного следствия. Надежда Савченко должна была обратиться к суду с последним словом.

Затягивать процесс, как делали обе стороны, рассчитывая на обмен «пленными», уже не получится — дальше только приговор. Если подготовка к приговору займет больше двух недель, Савченко начнет сухую голодовку. «И приговор будет посмертный», — заявила она в своем выступлении в прениях. Теперь обмен, если он будет, может состояться только после приговора — а это уже совсем другие мотивы.

Надежда Савченко в украинской вышиванке. В такой же — под пиджаком — ее адвокат Илья Новиков. В зале много прессы, российские и украинские телеканалы поровну. Здесь же сестра Надежды Вера Савченко, украинские дипломаты, консулы Украины в РФ в Ростовской области, шестеро представителей Еврокомиссии. Когда Савченко ведут по коридору, украинские операторы дружно кричат: «Слава Украине!» «Героям слава!» — отвечает Савченко.

Все в сборе — трое прокуроров, трое адвокатов, трое судей. Начинается заседание.

Первым слово берет обвинение. Павел Филипчук, делегированный на процесс из Москвы, сразу расставляет акценты, высокопарно и пафосно: «Вот и подошло к концу судебное следствие об убийстве двух человек, честно и бесстрашно выполнявших свою работу журналистов и попавших под смертельный огонь». В суде было «достоверно установлено, что подсудимая, находясь в отпуске с целью участия в боевых действиях, отправилась в батальон «Айдар» и вступила в преступный сговор с командиром батальона Мельниченко. А 17 июня, используя свои навыки и умения, с мачты ретранслятора осуществляла корректировку артиллерийских ударов из гаубицы по бывшему посту ГАИ, ставших причиной гибели двоих человек. Еще шестерым мирным жителям и оператору удалось скрыться, так что преступный замысел не был доведен до конца».

По словам обвинения, допрошенные свидетели подтверждают виновность Савченко и опровергают доказательства защиты.

Также «достоверно установлено, что 23 июня Савченко незаконно пересекла границу, после чего была задержана сотрудниками МВД. А до этого из плена ЛНР ее добровольно отпустили на свободу — на содержание пленных у батальона «Заря» не было средств! Конечно, сама подсудимая дает другие показания, она может использовать все способы защиты, но к ним нужно относиться критически, они не заслуживают доверия», — заключил прокурор Филипчук.

— Звездочку за меня получили! Поздравляю! — отреагировала из клетки подсудимая (за время процесса Филипчук получил звание полковника юстиции).

Прокурор Дмитрий Юношев выступал дольше всех — он подробно разбирал все эпизоды и эмоционально спорил с доводами защиты:

— Подсудимая выбрала путь полного отрицания обвинения, это ее право. Но вы представьте, что чувствовал выживший оператор Денисов, опознавая своих коллег! Это невосполнимая потеря, не все смогли пережить. Конечно, защита утверждает, что обстрел велся по минометным укреплениям. Но допрошенные здесь ополченцы подтвердили, что минометов там никто не видел. А свидетель Плотницкий (командир батальона «Заря») говорил, что для многих это был первый бой! Можете представить себе их состояние! Неудивительно, что не все запомнили подробности и незначительно путались!

Прокурор закончил выступление тезисом о доказанной виновности подсудимой, что подтверждается совокупностью доказательств, а ко всему остальному следует относиться критически.

Прокурор Кузнецов рассказал о незаконном пересечении Надеждой Савченко границы 23 июня 2014 года. По его словам, все разговоры о пленении и о том, что ее силой вывезли в Россию и передали российским силовикам, несостоятельны.

Слово снова взял прокурор Филипчук:

— Считаем доказанной вину Савченко во всех инкриминируемых ей деяниях. И просим назначить срок по совокупности в виде 23 лет колонии общего режима и штрафа в сто тысяч рублей.

Надежла Савченко лишь усмехнулась и тихонько выругалась. Речь подсудимой была политической:

— В этом суде доказана вина погибших журналистов — если бы они были в бронежилетах и касках, они остались бы живы. В этом суде доказана вина ФСБ — они похищали и пытали людей. В этом суде доказана вина Российской Федерации — она виновна в оккупации украинских земель, аннексии Крыма и развязывании войны в Донбассе. В суде не доказана только моя вина. Я — офицер вооруженных сил, я защищала свою землю. И вы не вправе судить меня. Я знаю, что приговор уже написан. И если суд возьмет больше двух недель на написание приговора, я больше ждать не стану, никаких торгов, никаких обменов, и объявлю завтра сухую голодовку.

Серьезность намерений Савченко подтвердил адвокат Илья Новиков:

— Она дает понять, что она — скоропортящийся продукт, она не будет ждать год или два, пока решается вопрос о ее освобождении. Всем понятно: решается этот вопрос не здесь, не в суде. Савченко отказалась от апелляции и высказала сегодня мысль: пусть дают столько, сколько запросили, — это лишит обвинение возможности обжаловать приговор. И тогда начнется принципиально иной разговор.

Четверг начался с выступления Ильи Новикова (уже в бабочке). Он подробно разбирал все эпизоды дела. Напомнил, что уголовное дело о гибели журналистов было возбуждено в тот же вечер — по статьям «убийство» и «запрещенные методы ведения войны».

— Эта ситуация — хвост, виляющий собакой! По косвенным признакам мы понимаем, что дело Савченко выделено из большого украинского дела, в рамках которого было допрошено сто тысяч человек и пятнадцать тысяч были признаны потерпевшими, — я с таким еще не сталкивался!

Для этого дела в СК было создано специальное управление под руководством генерала Дрыманова. По этому делу были заочно арестованы Аваков и Коломойский. Когда в деле появилась Савченко, ее изначально обвинили в убийстве журналистов в связи с их профессиональной деятельностью. Но в ходе следственных действий стало ясно, что с мачты ретрансляции, откуда предположительно Савченко вела корректировку огня, невозможно отличить гражданскую одежду от военной, а телекамеру от автомата. И через 6 месяцев — в апреле 2015 года — квалификация дела изменилась: Савченко вменили просто убийство мирных жителей. А статью про методы войны сняли — чтобы не допустить суда присяжных.

Главный вопрос — когда точно была задержана сепаратистами Надежда Савченко? Она утверждает, что это было примерно в 10.30 утра, свидетели обвинения утверждают, что это было между 11.30 и 12 часами дня, в то время как обстрел, при котором погибли журналисты, произошел около 11 часов дня. «Два важнейших доказательства, — говорит Новиков, — это детализация соединений двух телефонов Савченко». В 10.46 происходит три соединения — их фиксирует базовая станция в Луганске на улице Карла Маркса. Следующие звонки обслуживаются также станциями в центре города — когда Савченко была в плену батальона «Заря».

По этому делу, продолжает Новиков, была проведена экспертиза, на мой взгляд, скандальная и призванная скрыть, что данные противоречат следствию. По версии следствия Савченко должна была в это быть в районе Стукаловой Балки, в пяти километрах от базовых станций. Вопрос эксперту был поставлен так «Могли ли вышки в центре города обслуживать абонентов в районе Стукаловой балки?» «Теоретически такая возможность была», — ответили оба допрошенных эксперта ( причем у одного из них было только удостоверение сотрудника компании- подрядчика). Но с учетом рельефа Луганской области, который не учитывался, вероятность таких соединений стремится к нулю, — говорит Новиков. В повторной экспертизе с вопросом, где были телефоны Савченко, суд отказал. «Это просто факт истории, который опровергает обвинение».

Второе доказательство - это видеозапись свидетеля Егора Русского, добровольца ЛНР из России, сейчас он мэр одного из луганских городков. На его фотоаппарат была сделана запись Савченко в плену батальона «Заря». На фотоаппарате было сбито время, но видны тени. Защита просила провести асторономическую экспертизу 29 файлов с фотоаппарата — следствие отправило на экспертизу один 11-секундный ролик без теней и получило ответ, что сделать ничего нельзя. Независимая экспертиза нашла из 29 по меньшей мере 4 файла, по которым можно рассчитать время создания по солнцу. И с погрешностью 15 минут один из видеофайлов с Надеждой Савченко был записан в 10.30 утра. Боевики утверждали, что она попала в плен в 12.30. «В показаниях боевиков совпадет только время, а все остальное не совпадает. И единственная причина, по которой такое могло происходить — им посоветовали так сказать». Есть как минимум двое показаний бойцов из «Зари», которые сказали, что Савченко привезли до 11 утра.

Остальные аргументы защиты второстепенные, но и они опровергают обвинение. Например, на мачту ретранслятора (это вышка аварийной связи нефтепровода, работала до 2012 года) невозможно забраться одному человеку без лестницы - это гладкая труба, крюки находятся на высоте семи метров. Один из свидетелей обвинения рассказал, что его погибший друг с позывным Шатун лазил туда по лестнице и якобы говорил, что все отлично видно, в частности перекресток у поселка Металлист. Но он погиб — проверить нельзя.

«Следствие настаивает, что обстрел велся по мирным жителям. У нас есть несколько доказательств, что были жертвы среди боевиков. На видео оператора Денисова есть кадры, где человек в камуфляже оттаскивает такого же, в форме. В этом суде мы не только доказали непричастность Савченко к этому обстрелу, но заодно доказали, что обстрел был не по мирным жителям, были жертвы среди боевиков, есть доказательства, что обстрел велся по военным целям и обстрел был — в условиях АТО — законным. Не хорошим, но правомерным. Обстрел сепаратистов, которые стреляют по тебе, был законным действием». Новиков пояснил, что к материалам дела приобщены документы из моргов Луганска, результаты судмедэкспертиз нескольких мужчин, погибших к поселка Металлист.

Я не буду перечислять смягчающие доказательства. За этим процессом наблюдает мир, дело не останется без внимания. Я убежден, что в течение нескольких месяцев нам удастся добиться политического решения по Савченко. А что касается обвинения — оно было фальшивым».

P. S. Адвокат Полозов говорил о том, что Савченко не было смысла переходить границу и отправляться в Россию. А адвокат Фейгин — что суд обязан был отпускать Савченко на сессии ПАСЕ, Надежда является действующим членом украинской делегации. После выступления адвокатов должно было прозвучать последнее слово Надежды Савченко, но тут вдруг судья Степаненко сообщил, что процесс продолжится 9 марта. Разъяренная Надежда Савченко прямо в зале суда объявила сухую голодовку.

— Решение о сухой голодовке пугает, заседание 9 марта может не состояться по медицинским показаниям: если Надежда будет слаба — ее просто не привезут в суд, — сказал Илья Новиков. — Я не знаю, что могло повлиять на решение судьи. Вполне возможно, судебное следствие будет продолжено.

Донецк (Ростовская область)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow