СюжетыПолитика

Другие женщины

Новое поколение российских политиков-женщин — о том, зачем они баллотируются в Думу и почему не боятся принимать помощь Михаила Ходорковского

Этот материал вышел в номере № 23 от 4 марта 2016
Читать
Новое поколение российских политиков-женщин — о том, зачем они баллотируются в Думу и почему не боятся принимать помощь Михаила Ходорковского

«Открытая Россия» представила первых кандидатов, которые пойдут на выборы в Госдуму при поддержке Михаила Ходорковского. Все трое женщины, все — с небольшим политическим опытом и некоторым запасом известности. Мария Баронова в 2012 году была фигурантом «болотного дела», сейчас — координатор правозащитного направления «Открытой России». Наталья Грязневич — сопредседатель петербургского отделения «Парнас» и координатор «Открытой России» в Петербурге. Ее имя зазвучало в СМИ в декабре 2015 года, когда у петербургских членов «Парнаса» проходили обыски по делу ЮКОСа, в связи с иском бывших акционеров к России в международном арбитраже. Ольга Жакова — член «Справедливой России», бывший депутат городской думы Иркутска, кандидат на выборах в Законодательное собрание Иркутской области в 2014 году. Все три кандидата имеют разные отношения с властью, политическими партиями, «Открытой Россией» и оппозицией. Они рассказали «Новой газете» о целях своей предвыборной кампании.

Мария Баронова: «Я хочу предотвратить отмену Конституции»

**
Мария Баронова. Фото: «Открытая Россия»**

— Я хочу убедить людей, которые уехали из России, вернуться, а других — не уезжать, быть вовлеченными в политическую и общественную жизнь. Моя цель — стать кандидатом, ради которого люди приезжали бы в Россию, чтобы проголосовать. Как люди приезжали голосовать за Навального.

Я баллотируюсь, чтобы попасть в Государственную думу и заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас, но более эффективно, с большим количеством рычагов. В «Открытой России» мы будем заниматься декриминализацией статьи 212.1, по которой сидит Ильдар Дадин. По факту, сейчас полностью запрещена 31 статья Конституции. Соответственно, просто отменяется текущая Конституция, и я хочу это предотвратить.

Конечно, я буду идти с повесткой, которая интересует людей в Центральном округе. Сейчас даже те люди, которые там живут, не могут бесплатно поставить машину. В округе по-прежнему много коммунальных квартир.

Я буду говорить людям о важности европейского пути для России, о важности соблюдения правовых законов и игнорирования неправовых, которые делают общество более аморальным.

Например, можно издать закон об истреблении людей определенной национальности, и все будут соблюдать этот закон — это заканчивается Нюрнбергскими процессами.

Я, безусловно, поддерживаю кандидатов и от «Парнаса», и от «Яблока», и идею их объединения. Если я пройду в Думу вместе с такими кандидатами, я всегда буду стараться действовать согласованно с ними. Мой округ Тушинский, но я его уступила более сильному кандидату (Дмитрию Гудкову — А. Б. ), потом была идея баллотироваться от Ленинградского округа, но там кандидат от «Яблока» и еще несколько других попросили уступить им — я уступаю кандидатам, которые пропагандируют близкие мне ценности. А ЦАО мало кому интересен: здесь мало избирателей, многие из тех, кто прописан, не живут здесь, многие уехали из страны, а те, кто живет, снимают квартиры и не прописаны.

Самым сложным для меня будет собрать 15 тысяч подписей — то, чем никто до сих пор в стране пока не занимался. Я не против выдвигаться и от партии «Яблоко», и от партии «Парнас», и, если мне поступят такие предложения, я их приму, но пока их не поступало.

Если у меня получится собрать подписи и зарегистрироваться, это будет очень важный кейс для всех, и многие вещи мне уже будет сделать намного проще. Если я проиграю — это не будет концом, в следующий раз буду избираться.

Мы делаем все возможное для того, чтобы Михаил Ходорковский вернулся в политику лично. В стране совсем немного граждан, которые могут замещать высшие государственные должности и решать кризисные вопросы. Это один из ключевых людей, которые очень нужны России, и это будет то, о чем я буду говорить с избирателями.

Наталья Грязневич: «Красивой кампании западного типа я не жду»

— Сейчас мы ведем кампанию за открытость транспортной системы «Стоп-тариф». Мы пишем законопроект о том, чтобы необходимо было публиковать все документы Комитета по транспорту и Комитета по тарифам. Когда власти в очередной раз повышали тарифы на проезд, говорили: кризис, издержки растут. Покажите: какие издержки, на что вы тратите деньги? При этом транспорт не развивается: в Москве постоянно строятся новые станции, а в Питере такого нет.

У нас собралась опытная команда: люди, которые проводили кампанию в Костроме, которые помогали Немцову на выборах в Ярославле.

Я готова к обыскам, к провокациям, я понимаю, что это не будет такая красивая кампания западного типа. Моим конкурентом, скорее всего, будет Елена Драпеко от «Справедливой России». Думаю, я смогу откусить от ее электората достаточно много людей:

Драпеко работает уже не первый созыв, а я свежий человек, и буду стараться, чтобы это сыграло в плюс. Думаю, что могу набрать 20% и больше.

На городском уровне у нас хорошие отношения с «Яблоком». Мы постоянно вместе проводим акции, например, Марш Немцова. Мы уже начали диалог по выборам, будем разводить кандидатов по округам, чтобы не сталкивались. Конечно, хотелось бы, чтобы это было и на федеральном уровне. Это вечная тема с «Яблоком», неразрешимый, видимо, конфликт.

Я буду делать упор не на то, что я кандидат от Ходорковского, а на то, что я отстаиваю конкретные идеи, и вопрос поддержки Ходорковского будет на втором месте. Он говорит, что не государство содержит общество, а общество содержит государство, и мне близко такое мышление. Наше общество живет с представлением, что есть государство, которое всех обеспечивает, а люди должны молчать и быть благодарными государству за то, что им дают хоть какие-то деньги, пенсии, иначе все отнимут. Я буду стараться доносить до людей, что это ведет в тупик.

Ольга Жакова: «Михаила Борисовича мы в Ангарске любим»

**
Фото: «Открытая Россия»
**

— Основной конфликт с партией у меня начался еще после выборов законодательное собрание 2013 года, когда в «Справедливую Россию» поступили огромные средства на пиар-кампанию, и они где-то осели, а на продвижение кандидатов не пошли. На мою кампанию потратили ноль, хотя я принесла больше всего процентов для нашего списка в Ангарском округе.

Я вступила в «Справедливую Россию» в 2009 году: в 25 лет выиграла выборы под флагом партии и прошла в иркутскую думу. Но оказалось, что никакой помощи, даже моральной, никто не оказывает. На мой счет ни разу не пришло никакого финансирования, я проводила кампании на собственные средства. В 2009 году я избралась, закончила институт, поступила в другой, вышла замуж, родила сына, и два года у меня как-то выпали. Потом я стала возвращаться к общественной деятельности и поняла, что я не в той партии. На выборах губернатора в 2015 году наш кандидат выступал спойлером в пользу «Единой России»: его кандидатуру просто согласовали с губернатором.

Бизнес я веду с 2013 года: занимаюсь пиар-кампаниями, инвестиционными проектами, издаю газеты. Избавиться от этого бизнеса — не проблема, он не приносит дохода. Газета в последний раз выходила в Ангарске, 100 тысяч экземпляров. Название сказать не могу: сейчас она ушла к другому человеку, и лишний пиар я бы не хотела ему делать. Моя компания не была учредителем газеты, я в этом смысле нигде не фигурирую (по словам иркутских журналистов, с которыми поговорила «Новая газета», речь идет о предвыборной газете Жаковой — А. Б. ). Мне просто дешевле было выпустить газету, чем отдать те же сто тысяч, чтобы один раз напечатали в номере местной газеты.

Пока у меня есть один явный конкурент, это Алексей Красноштанов от «Единой России», но у него сейчас какие-то проверки, он проходит как свидетель по делу о незаконной добыче гравия на охраняемой территории.

С избирателями я буду говорить про цены на топливо. Иркутская область добывает нефть, переработка происходит в Ангарске, но цены на топливо у нас выше, чем в других регионах — я считаю, что это какая-то ошибка.

В Ангарске каждый второй ребенок аллергик, каждый третий — астматик. У многих жителей онкологические заболевания. Весь лес у нас сейчас уходит в Китай, и я буду настаивать на полном запрете рубить лес на берегу озера Байкал: сейчас в законе есть масса лазеек, а аренда лесных делянок стоит в восемь раз ниже, чем по всей России.

Почему я обратилась в «Открытую Россию»? Это сейчас единственная реальная оппозиция, а Михаила Борисовича Ходорковского мы в Ангарске любим, потому что когда у нас был НПЗ ЮКОСа, это была очень престижная работа, люди были уверены в завтрашнем дне, а сейчас это «Роснефть», и операторы влачат жалкое существование, прошли сокращения, объем работы увеличился, а зарплата стала ниже. У нас очень добрые воспоминания о Ходорковском, все население его поддержит.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow