СюжетыОбщество

Ручная разборка

Столица российского автопрома не может сдвинуться с мертвой точки

Этот материал вышел в номере № 19 от 24 февраля 2016
Читать
Столица российского автопрома не может сдвинуться с мертвой точки
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Новости Тольятти: возможная отставка Бу Андерссона (названы возможные преемники), митинг против повышения стоимости проезда в общественном транспорте (27 февраля), подготовка к юбилею «копейки» (пафосная и беспощадная), тот самый кроссовер XRay (первым покупателем стал губернатор) и громадные убытки автозавода (66,2 миллиарда в 2015 году).

Чтобы поговорить с тольяттинцами, теперь не обязательно ехать в Тольятти, преодолевая трудные 90 километров плохой трассы М5. Теперь для этого достаточно добраться до Самарского центрального автовокзала и подойти к его парадному подъезду. Именно здесь тусуют водители такси, поджидающие свою добычу: 300 рублей с носа до Тольятти. Ждут четырех человек, загружают — и вперёд. Иногда четвертый не подходит долго, тогда водитель предлагает имеющимся троим внести по 400, и они вносят. Чего ждать-то?

«Чего ждать от этого XRay? — говорит, отвлекаясь от просмотра кино на планшете, средних лет таксист в красной лыжной куртке. — Я прямо смеюсь, когда все начинают от него чего-нибудь ждать. На «Весту» тоже бог знает как рассчитывали, 5 тысяч автомобилей за 2015-й планировали продать».

Совсем недавно в Сети широко обсуждалась выпестованная агентством MORE рекламная кампания, мягко гнобящая ближайших «Весте» конкурентов — корейских автомобилей Kia и Hyundai. На рекламном макете изобразили сердитую девушку-азиатку в свадебных одеждах. Слоган такой: «Пора расстаться с не Вестой». И вроде бы конкуренты немедля отреагировали, и ответили слоганом: «Наши неВесты не ломаются», но говорят, что вторую часть тоже исполняет агентство MORE, для усиления впечатления.

Из недавно опубликованной автозаводом отчетности следует, что «Вест» продали 2780 за год, общий убыток предприятия составил 66,2 миллиарда рублей, а в производство XRay еще до старта продаж инвестировали 10 миллиардов. Напомню, что тест-драйв XRay провел президент Владимир Путин; премьер-министр Дмитрий Медведев, навещая в конце января Тольятти, совершил публичный выезд на новом кроссовере, а первым его покупателем стал местный губернатор Николай Меркушкин. «Очень комфортная, современная машина, которая ничуть не хуже любой аналогичной машины, которую делают иностранные производители. Мне кажется, у нее хорошее будущее», — сказал Дмитрий Медведев, и губернатор с этим, разумеется, согласился.

Государственные чиновники, к сожалению, не обсудили будущее Тольятти и собственно АвтоВАЗа — с его массовыми сокращениями штата (15 000 человек за 2 года), зарплаты (на 20%) и рабочей недели (от нее осталось 4 дня).

Бросаю взгляд на водительский планшет. Там застыл кадр из «Бриллиантовой руки»: Андрей Миронов перебрасывает ногу через борт океанского лайнера во время исполнения песни «Остров невезения». Меж тем водитель ловит двух юных пассажирок. Одна очень худая, молодая. Другая — тоже молодая, но справная.

Поскольку два пассажира уже заняли свои места, водитель в лыжной куртке радостно отправляется знакомым путём, фоном Миронов: «Плачут, Богу молятся, не жалеют слез, крокодил не ловится, не растёт кокос!»

Вакантное место в первой очереди мгновенно занимает «Лада-Калина». За рулем женщина, голова красиво повязана павловопосадским платком.

— У меня муж вчера весь вечер не унимался, — рассказывает. — Пошли на митинг, говорит, да пошли на митинг. Какой тебе, спрашиваю, еще митинг, а оказывается, чтобы билет в автобусе сделали дешевле. А я и не знаю про автобус-троллейбус — я же на машине! Но придется идти, митинговать, а то не простит…

В Самаре стоимость проезда на общественном транспорте не изменилась и равна 23 рублям. В Тольятти же за билет на муниципальный автобус с февраля платят 25 рублей, на коммерческий — 27.

«А еще, — женщина-таксист понижает голос, — им в педагогическом коллективе велели укомплектовать все классы и учительскую портретами Путина и Меркушкина. Сказали, это хорошо мотивирует».

И мы увлеченно обмениваемся идеями, на что именно могут мотивировать гражданина портреты президента и губернатора. Минут за 40 женщина-таксист набирает свою тройку пассажиров, приятельски машет мне рукой, виртуозно разворачивается на площади и уезжает.

Я замерзла и сматываюсь, немного сожалея, что не успела обсудить с заинтересованными людьми грандиозную программу мероприятий по празднованию юбилея «копейки»: первой автомашине, сошедшей с конвейера ВАЗа, исполнится 50 лет 19 апреля 2020 года. План праздничных мероприятий разрабатывается на высшем уровне. Создана специальная рабочая группа в Москве, и вот эта группа как раз строит планы. Уже сейчас.

О перспективах возможной отставки президента компании Бу Андерссона в области тоже говорят уже сейчас, некоторые СМИ даже называют имя возможного правопреемника — это гендир КамАЗа Сергей Когогин. Полагают, что замена руководителя Тольяттинского завода может быть обусловлена провальными попытками Андерссона оптимизировать производство. Речь идет о массовых сокращениях рабочих и служащих, ликвидации собственного производства, перемещении мощностей из Тольятти в Ижевск… И по­следнее (по времени) — «золотой парашют» в 26 окладов, выданный собственной супруге Катаржине Матушковой в честь ее долгожданного увольнения.

Утвердив нового человека на пост заводского президента, федеральный верх может на некоторое время успокоиться по поводу городских волнений и недовольства: ну а что вы еще хотите, вот убрали гадкого Бу, вы же просили вернуть его в Стокгольм!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow