СюжетыПолитика

Операция «Валенса»

Лидер «Солидарности» 80-х годов ХХ века, лауреат Нобелевской премии мира, президент Польши, самый известный и уважаемый в мире — наряду с папой Иоанном Павлом II — поляк вынужден защищаться от обвинений в том, что не только был агентом коммунистических тайных служб, но и их орудием

Этот материал вышел в номере № 19 от 24 февраля 2016
Читать
Лидер «Солидарности» 80-х годов ХХ века, лауреат Нобелевской премии мира, самый известный и уважаемый в мире — наряду с папой Иоанном Павлом II — поляк вынужден защищаться от обвинений в том, что не только был агентом коммунистических тайных служб
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Роман Имельский,Gazeta Wyborcza (Варшава), — специально для «Новой»

Ставкой в этой игре является оценка перемен, произошедших в Польше за последние 26 лет.

Недавно стало известно, что в доме у скончавшегося в прошлом году шефа специальных служб при коммунистическом режиме генерала Чеслава Кищака сохранился внушительный архив. Его жена обратилась в Институт национальной памяти (ИНП), пытаясь продать его за 23 тысячи долларов. Институт отказал ей в этом и прислал в дом Кищаков прокуроров, поскольку хранение материалов коммунистических спецслужб по польскому закону считается преступлением.

В сумме прокуроры вынесли из дома Кищаков шесть увесистых папок. Мы не знаем, что в них, — продолжается их инвентаризация. Кроме одной: институт публично объявил, что в ней архив, касающийся тайного агента под псевдонимом «Болек». В том числе обязательство сотрудничать со спецслужбами, подписанное в 1970 году собственноручно Лехом Валенсой, а также несколько квитанций о получении денег в последующие годы, также подписанные Валенсой.

Президент ИНП Лукаш Каминьский заявил, что не сомневается в том, что документы подготовлены коммунистической службой безопасности. И добавил, что такой же уверенности в отношении содержания папок, касающихся руководителя «Солидарности», у него нет. Например, не были проведены графологические исследования, занимающие как минимум несколько недель.

Валенса, которого «сенсация» из ИНП застала в Венесуэле, решительно опроверг информацию о том, что подписывал какие-либо обязательства о сотрудничестве с «безпекой» и что он на кого-либо доносил. Он утверждает, что это сфальсифицированные документы. И напомнил, что спецслужбы специально создавали множество фальшивых документов, чтобы его скомпрометировать. Особенно накануне 1983 года, когда ему присудили Нобелевскую премию мира.

Часть конфликтовавших с Валенсой деятелей бывшей «Солидарности» радостно вспоминают теперь, что еще в 80-е годы «подозревали», что Валенса сотрудничает со службой безопасности, но не имели тогда твердых доказательств. И именно потому — по их мнению — он никогда не решался идти на открытый конфликт с коммунистическими деятелями, выбирая мирные переговоры об изменении системы в Польше. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что вообще-то и большинство поляков, и весь мир считают, что бескровный переворот в 1989 году и, как следствие, взятие власти демократической оппозицией — это огромный успех.

В атаку ринулись и политики правящего сегодня лагеря партии «Право и справедливость» (ПиС). Для них Валенса уже ряд лет — мишень беспрецедентной критики. Министр иностранных дел Витольд Ващиковский, например, заявил, что «Валенса мог быть управляемой марионеткой» и что «некоторые решения, принятые тогда, постоянно влияют на современность». А президент Анджей Дуда подчеркнул, что «это и есть Третья польская Республика». Намек понятен: Валенса — это вовлеченный в сделку с коммунистами их бывший агент, который никогда от этих связей не избавился. Более того — вместе с коммунистами построил «Третью Республику» вместо того, чтобы начать решительную декоммунизацию. Если бы таковая произошла — добавляют, — в Польше сегодня все было бы гораздо лучше.

При случае также подчеркивают, что только ПиС, сплотившийся вокруг Ярослава Качиньского, все время стремился и стремится сейчас сломать ту «сделку» (uklad — «договор, сделка»), которую Валенса заключил с бывшими коммунистами. Словом, именно Ярослав Качиньский и его брат-близнец Лех, погибший в 2010 году во время авиакатастрофы в Смоленске, являются моральными победителями в политической борьбе последних 26 лет.

Рассчитывают при этом на амнезию поляков, но, как известно, «рукописи не горят». Ведь известно, что и Ярослав, и Лех (будущий президент Польши) были верными соратниками Валенсы в ключевые годы польских перемен в 1988—1991 годах. Ярослав даже стал шефом канцелярии Валенсы, когда тот в 1990 году выиграл президентские выборы. А Лех Качиньский получил тогда важную должность руководителя Бюро национальной безопасности.

Уже после конфликта с Валенсой и ухода с поста шефа его канцелярии Ярослав Качиньский в книге («Lewy czerwcowy»), изданной в 1993 году, утверждал, что слышал о каких-то контактах тогдашнего президента со службой безопасности в 70-е годы, но что они были быстро разорваны и не имели никакого значения для последующей деятельности будущего лидера «Солидарности». В свою очередь, Лех Качиньский многократно подчеркивал, что в 80-е годы, как важный член «Солидарности», он участвовал в переговорах с коммунистами, но никакого «уклада» с коммунистами не было.

Сегодня папки из дома Кищака — это небесный дар для Качиньского и ПиС. Лидер этой партии лучше всего чувствует себя именно в ситуации постоянного конфликта — теперь это война за оценку польских перемен, которые явились, по его мнению, плодом грязных закулисных махинаций и договоренностей. Частью этой войны является попытка дискредитации и умаления величия Валенсы, которого Качиньский считает своим личным врагом.

А как соотносятся сами папки из дома Кищака с исторической правдой?

Несомненно, Валенса, будучи молодым человеком, в какой-то момент попал в сети спецслужб. Неквалифицированный рабочий из провинции, который в тот момент переезжал в Гданьск, попал в «око циклона». Он был соорганизатором забастовки на Гданьской верфи в 1970 году, когда рабочие протестовали против повышения цен на основные продукты питания. Коммунистические власти послали тогда против бастующих армию и устроили кровавую бойню.

Вызываемые после этого на допросы и запугиваемые люди подписывали тогда разные документы. Многим из них потом удалось быстро разорвать «контакты» со службой безопасности. Из работ историков мы знаем, что Валенса действительно был зарегистрирован как тайный помощник спецслужб, но уже в 1976 году был из этого реестра вычеркнут. Сам же разрыв контактов должен был произойти значительно раньше.

Валенса после всего этого был многократно преследован, его выгоняли из различных предприятий. Служба безопасности в своих тайных документах жаловалась на его «антигосударственную деятельность». А в 1980 году он возглавил очередную забастовку в Гданьске и стал предводителем «Солидарности». Когда в декабре 1981 года было введено военное положение, коммунистические власти арестовали тысячи членов «Солидарности» и жестоко разгромили рабочие забастовки, Валенсу вывезли отдельно от других руководителей «Солидарности» в Арламов. Там, несмотря на давление, он отказался от какого-либо сотрудничества с властями.

Очень точно описал личность Валенсы в радиоинтервью в 2008 году тогдашний президент ИНП Януш Куртыка. Его точка зрения тем более интересна, что назначение на пост руководителя этого института он получил из рук ПиС, который правил в 2005—2007 годах. «Я думаю, — сказал он, — что жизнь Леха Валенсы — это яркий пример драмы поляка при правлении коммунистов. Драмы, основанной на том, что один и тот же человек мог стать и руководителем забастовки в 1970 году, и оказаться в клещах СБ, и отказаться от сотрудничества с этой организацией, и стать народным лидером в 80-е годы». И добавил: «Я думаю, что после 1976 года можно с полной уверенностью говорить, что Лех Валенса был подлинным участником оппозиции, а позже подлинным лидером. В этом нет никакого сомнения».

Опосредованно это подтверждают поляки. В социологическом опросе, проведенном в 2014 году — в 25-ю годовщину польских перемен, — целых 42% поляков признали, что компромисс, который был достигнут в 1989 году в ходе «круглого стола» между демократической оппозицией во главе с Валенсой и коммунистами, стал позитивным достижением. И лишь 10% опрошенных поддержали противоположную позицию.

Перевел Андрей Липский

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow