СюжетыКультура

Донос на Шаламова, как бы выборы и юбилей сказочника

Афиша. 19—25 февраля

Этот материал вышел в номере № 18 от 19 февраля 2016
Читать
Афиша. 19—25 февраля

Старостин играет на инструментах, названия которых уже давно вышли из обихода: жалейки, гусли, калюки, лиры… Он главный на сегодняшний день хранитель и исполнитель русского (и не только) фольклора, этники в большом музыкальном мире. Записывался с рокерами из «Аукцыона», с «Мегаполисом», «Машей и Медведями». А еще он настоящий сказочник. Может часами сидеть, перебирая гусли. И рассказывает, рассказывает… В его репертуаре причеты, плачи… Всего три тысячи песен!

«Бурановские бабушки» — это, конечно, хорошо, но когда такую музыку исполняет человек с академическим образованием, впечатление немного иное. Аутентичность не уходит, Старостин очень бережно относится к народному наследию, но добавляется что-то еще, чего у деревенских бабушек нет, — мастерство.

На своем юбилее в «Доме» Старостин выступит с ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин» и ансамблем тверских рожечников «Зубцы».

25 февраля. Выставка «Жить или писать. Варлам Шаламов». Международный «Мемориал»

Юлия Пересильд (Бекки) звезда спектакля Фото: РИА Новости
Юлия Пересильд (Бекки) звезда спектакля
Фото: РИА Новости

Эту выставку организовали немецкие литературоведы Кристина Линкс и Вильфрид Ф. Шeллер, которые много лет работали в российских архивах и сделали немало открытий. В экспозиции официальные и личные документы, письма, фотографии, рукописи Шаламова. Показы уже прошли в Берлине, Праге, Люксембурге, Базеле. Дошла очередь и до Москвы.

Заведующая музеем Международного «Мемориала» Ирина Галкова рассказывает:

— Была разработана специальная дизайнерская конструкция, напоминающая лагерные нары. Вообще пространство выставки несет особое ощущение, свойственное шаламовской прозе, — теснота, сдавленность… Это не та выставка, по которой можно гулять, кинуть взгляд в одну сторону, кинуть взгляд в другую сторону. Нет, этот материал требует погружения. И это тоже отвечает специфике шаламовских текстов, потому что это не те тексты, которые можно читать быстро. Нужно погружаться, нужно вникать в каждую строчку.

Шаламовская биография не очень хорошо известна широкой публике и не до конца изучена специалистами. Наименее известный период его жизни — юность, период до первого ареста. Не так давно в студенческом деле МГУ обнаружился донос, написанный его однокашником-вологжанином, который знал, что Шаламов — сын священника. И сообщил куда надо, что студент Шаламов скрывает свое социальное происхождение. Был и еще один донос — от соседей по общежитию. Оба эти доноса сыграли свою роль в том, чтобы Шаламова исключили из университета.

Обратите внимание на название выставки — «Жить или писать». Принято говорить о Шаламове в первую очередь как о человеке, пережившем лагерный опыт. Так о нем многие годы и говорили. Биография заслоняла собственно литературу. Сегодня, на мой взгляд, общество дозрело до понимания, что Шаламов прежде всего большой писатель. Важная деталь: писателем он стал еще до того, как попал в лагерь. И не лагерный опыт был для него импульсом заняться литературой. Его долго рассматривали в череде других авторов лагерной прозы и мемуаров. Но если говорить именно о писательском мастерстве, то Шаламов — это недосягаемая величина.

Выставка открыта до 1 февраля 2017 года.

21 февраля. Спектакль «Кроличья нора». Театр на Малой Бронной

Почему надо смотреть премьеру на Малой Бронной? Прежде всего из-за игры Юлии Пересильд — Бекки.

Сюжет: жизнь молодых супругов после того, как их 4-летний сын погиб под машиной.

Вот Бекки, не торопясь, замешивает тесто, вырезает кружки — потом сметает все — и тесто, и утварь — в помойное ведро. Доделывает крем-брюле для беременной сестры, добавляет ягоды, через два глотка отнимает у нее вазочку, чтоб выбросить. Расставляет коробки с вещами малыша, чтоб отправить их в детский дом.

Она в остром внутреннем конфликте со всеми — мужем, родственниками, самой собой в опустевшей жизни. Актриса живет в состоянии пугающего лихорадочного спокойствия. Натянутая как струна, ровно ведет диалоги. Смотрит как слепая, но пристально во что-то вглядывается. Взрывается внезапно и разрушительно. Красная черта перечеркивает белые стены, проходит полосой пояса по одежде героини; простой символ сценографа Николая Симонова — черта, пресекающая существование.

Чтобы верней оторвать историю от быта, драматург Дэвид Линдси-Эбейр (перевод Валерии Гуменюк) выводит на сцену студента-математика, который был за рулем, когда через дорогу прыгала белка, за ней бежала собака, а за собакой, под колеса машины, — ребенок… Невольный убийца, Джейсон приносит Бекки свой рассказ. О мальчике, ищущем ушедшего отца во множестве параллельных реальностей, с виду напоминающих кроличьи норы… Прочитав, Бекки стремительно, собранно покрывает стеклянную стену бесконечной формулой. Это ее личная формула движения между глаголами «жить» и «выжить». Она отменит продажу дома, сбросит платье и обнимет мужа, наденет спортивный костюм и станет рубиться в сквош…

Но перед этим мать (Вера Бабичева играет раздражающе-бестактную мамашу-клоуна) вдруг сядет на стол и простым голосом, обхватив дочь ногами, словно рожая заново, научит ее не отпускать чувство трагической утраты, оно прекрасно, потому что сохраняет для тебя человека, которого любишь…

Режиссер спектакля, художественный руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов:

— Работать было нелегко, потому что пьеса коварная. Избыточный мелодраматизм заложен в самом сюжете. Первое, чего нельзя было делать, — превращать пьесу в сентиментальную мелодраму. Поэтому мы занялись исследованием того, что считаем границами свободы. Насколько мы имеем право справляться со своей бедой, со своим горем, не оглядываясь на то, что по этому поводу думают другие — сестра, муж, мать, родственники. Это очень интересная тема — проследить, где заканчивается милосердие, сострадание, человеческое участие и начинается человеческое насилие…

Марина Токарева, «Новая»

Изображение

Вышел в прокат фильм «День выборов-2».

Режиссер Александр Баршак. В ролях: Василий Уткин, Максим Виторган, Михаил Ефремов, Алексей Кортнев и другие

«После первого «Дня выборов» прошло 8 лет. Мы вместе со всей страной все эти годы искали другую рифму к слову выборы», — говорит один из создателей фильма, актер театра «Квартет И» Леонид Барац.

Подобно всей стране, «Квартет» так и не нашел новой рифмы ни к слову, ни к самому избирательному театру. Новый фильм смотрится второй серией долгоиграющего сериала про любимый отечественными политиками вид спорта — «как бы выборы». Но «бег козы по ипподрому» за 8 лет уже изрядно утомил и разочаровал «как бы избирателей».

У квартетовской комедии 2007-го был привкус злободневности. Во второй серии из самодеятельных авантюристов, вторгшихся на чужую территорию политических игр без правил, герои превращаются в артистичных и циничных политтехнологов, которым по барабану, кого продвигать во власть.

Узнаваемых моментов много. К примеру, беззлобная вариация на тему скандально популярного предвыборного видеоролика Михаила Добкина или сюжет про проворовавшегося прокурора. Но сама история предвыборного соперничества, эмиграция бывшего губернатора Игоря Цаплина на детскую площадку и многое другое — оказываются лишь фоном для нескончаемого круговорота нетрезвой действительности, намертво прикрученной к телекартинке. В этом «шоумастгоуон» сменяют друг друга коррупция и казаки на мотоциклах, «крышеватый бизнес» и лукавые журналисты, знаменитый по первому «Дню выборов» зеленый портвейн и налаженное производство дефицитных чапельников… А мосты, протянутые из прошлого в будущее, рушатся в Волгу ровно посередине — в настоящем.

Лариса Малюкова, «Новая»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow