СюжетыПолитика

«Мы забыли запах горящих шин»

В Украине сложилась парадоксальная ситуация: правительство, работу которого признали неудовлетворительной, остается у дел до сентября

Этот материал вышел в номере № 18 от 19 февраля 2016
Читать
В Украине сложилась парадоксальная ситуация: правительство, работу которого признали неудовлетворительной, остается у дел до сентября
Яценюк будет руководить правительству, которому недоверяют, еще полгода. Но как? / РИА Новости
Яценюк будет руководить правительству, которому недоверяют, еще полгода. Но как? / РИА Новости

Заседание Рады 16 февраля транслировалось в прямом эфире не только парламентского телеканала, но и большинства национальных каналов. С десяти утра до девяти вечера с перерывом на выпуски новостей. В новостях говорили о том же: грядет отставка кабинета Яценюка. Но нет.

В глубоких сумерках я шла по спальному району. Из приоткрытых окон (в Киеве сильно потеплело) доносились в повторе то звонкий от волнения голос премьера, то депутатская полифония, то выдержки из речи главы государства: «Согласно опросам общественного мнения, более 70 процентов избирателей выступают за отставку кабинета министров… Чтобы восстановить доверие, терапии уже мало, нужна хирургия. Момент для частичного обновления кабинета министров упущен!»

Политизация украинского общества достигла нового пика. Столь массово и неотрывно во времена моего школьного детства следили, пожалуй, лишь за сериями «Семнадцати мгновений весны»… Но финалом нынешнего «кино» могло стать объединяющее чувство гнева, которое собирало уже два Майдана.

Как журналист и гражданка Украины я не подвергаю сомнению честность исследователя социума Ирины Бекешкиной, директора фонда «Демократические инициативы имени И. Кучерива». По данным Бекешкиной, баланс доверия украинцев к правительству резко упал: от «минус 18%» в декабре 2014 года до «минус 67%» в декабре 2015-го.

Рада за указанный период разочаровала еще больше: от «минус 26%» до «минус 74%». Президент съехал с «плюс 5%» до «минус 40%». Социолог обращала внимание — лидерами общественного доверия выступают волонтеры. Их баланс — «плюс 49%». Активных граждан в стране не менее 13% от всего взрослого населения. Для сравнения: Майдан вынесли на своих плечах 12% несогласных с режимом Януковича, а каким железобетонным он казался…

В общем, нельзя не думать о последствиях подобной статистики. Бесконечная война на Донбассе, тотальное обнищание, местные миллионеры, непостижимым образом превратившиеся в миллиардеров, болезненно медлительные реформы — положение власти в Украине далеко от завидного. Ее не просто ругают, ее проклинают.

Рада тоже не устает клевать кабмин, что он лишь нанят на службу народу. Кабмин, в свою очередь, винит Раду в злоумышленном непринятии нужных законов. Президент возмущен тем, что с осени реформы не движутся, и вообще реформаторы допустили слишком много ошибок. Но повторяет, что борьба всех против всех в Киеве — радость для северо-восточного соседа.

Правительство создавалось по квотному принципу, фракциями пяти политических партий, ситуативных партнеров по коалиции: у каждой — своя политическая программа, свои лоббисты. Самой крупной составляющей оказался Блок Петра Порошенко. Согласно Конституции, президент предложил кандидатуры генерального прокурора, министра обороны, министра иностранных дел, главы СБУ. К тому же команде БПП отошел весь экономический пул. «Народный фронт» Арсения Яценюка удовольствовался МВД, Минюстом, вице-премьером по гуманитарной политике и министром кабмина. Поэтому практически сразу глава правительства заговорил о пагубности квот и трудностях, связанных с поиском компромисса внутри команды и за ее пределами.

Кролик не убежал

Весной 2015-го Порошенко и Яценюк демонстрировали единство. МВФ открывал Украине щедрую кредитную линию. Усиленный технократами состав кабмина был призван контролировать освоение заемных средств, а также выполнять условия кредиторов, принимать так называемые непопулярные решения — повышать тарифы и пр. Процесс пошел. Однако на его фоне начали взрываться коррупционные скандалы. Схемы контроля денежных потоков на государственных предприятиях, где вектор указывал в сторону лиц, известных народу по телесюжетам из Рады, кабмина и администрации президента, расследовали журналисты и новорожденное Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), но совершенно игнорировала генпрокуратура.

«Беги, Кролик, беги!» — сити-лайты с таким призывом заполонили Киев в декабре, накануне «инспекторского» визита вице-президента США Байдена. Авторство идеи молва приписывала известному остряку, руководителю фракции БПП в Раде Юрию Луценко. Премьеру, неосторожно, в начале каденции, назвавшемуся камикадзе, предлагали удалиться с миром.

У меня нет сведений, заметил ли Байден, перемещаясь по столице, ультиматум «Кролику» и попросил ли перевести на английский язык. Зато по итогам переговоров тет-а-тет с Порошенко и Яценюком он сделал несколько ремарок, о которых узнали журналисты. Первая: генпрокурор Шокин — символ ангажированного правосудия. Пребывание Шокина на должности создаст проблему для дальнейшей военной и финансовой помощи со стороны США. Вторая: немедленная перезагрузка правительства, реформы и настоящая борьба с коррупцией — залог дальнейшей военной и финансовой помощи со стороны США. Третья: никаких досрочных выборов и дестабилизации и без того сложной обстановки в стране, подвергшейся агрессии со стороны России. Президент и премьер должны очистить свое окружение от одиозных личностей, в противном случае — читай выше.

Из контекста следовало: для западных партнеров отставка Арсения Яценюка неактуальна. Часть политиков, и не только оппозиционных, раскритиковала Байдена, назвав его рекомендации вмешательством во внутренние дела Украины. Президент поблагодарил гостя за понимание и поддержку. Глава правительства тоже поблагодарил.

Инсайдеры вдогонку сообщали о лоббистах Рината Ахметова, которые могли не только «замолвить словцо» за украинского премьера в Вашингтоне, но и силами подконтрольных депутатов сохранить ему должность в час решающего голосования в Раде. Вокруг оси «Ахметов–Яценюк» вращалось и телеинтервью популярного автогонщика и волонтера Алексея Мочанова. Мочанов утверждал, будто премьер-министр недавно отпраздновал в узком олигархическом кругу, как требует традиция, «накопление» первого личного миллиарда долларов…

В январе-феврале кабинет затрясло изнутри. Четыре министра написали заявления «по собственному», мотивируя это решение невозможностью сопротивляться давлению анонимных коррупционных сил. Более конкретно высказался пятый, Айварас Абромавичюс, министр экономического развития и торговли. («Новая» писала об этой истории в №12 за 5 февраля с.г.) Он же, в отличие от коллег, не позволил себя уговорить и не вернулся в строй.

Теперь общественное мнение получало чуть не ежедневные адресные свидетельства — кто виноват и что делать в день отчета правительства.

Для наглядности на митинг под Раду даже притащили клетки с дрессированными длинноухими зверьками и петуха за решеткой, на которой висела табличка «Аваков».

Однако настоящая, не по партийным углам собранная улица имела запрос к власти в целом. Два года назад она заплатила собственной кровью за право выбрать эту власть.

Аплодисменты, аплодисменты…

…— Армия. Нашли средства на удвоение денежного содержания для ВСУ. Политика безопасности. Правительство работает над тем, чтобы привлечь Россию к ответственности как террориста. Экономика. Потеряли пятую часть экономического потенциала государства в Крыму и на Донбассе. Война отпугивает инвесторов. Но в четвертом квартале появились признаки роста, полтора процента.

В первый раз Арсений Яценюк во время своего отчета сорвал аплодисменты Рады и даже крики «Браво!», когда подчеркнул: на протяжении зимы в России не куплено ни единого кубометра газа.

Зато в хранилищах — 10 миллиардов кубов, на 2 больше, чем в прошлый отопительный сезон.

— Мы — первые правительство и парламент, кому это удалось!

Комплименты депутаты принимали, хотя 150 подписей, необходимых для того, чтобы внести в повестку дня вопрос о недоверии правительству, собрали с запасом. Юрий Луценко, руководитель фракции БПП, побеспокоился. «Батькiвщина» Юлии Тимошенко, партия «Самопомощь», радикалы, часть внефракционных — все излучали решимость. Вернем доверие народа, возьмем ответственность за страну, короче, попрощаемся с нынешним кабмином! На лицах читалось торжество: недолго музыка играла!

Вот и президент обозначил позицию неожиданным обращением. Генпрокурору Шокину, которого до сих пор лично выводил из-под удара, предложил подать в отставку, правительству — тотально перезагрузиться, Яценюку — добровольно «сложить оружие».

— А теперь о 2016-м…— предупреждает Яценюк и пьет воду. — Послушайте, что нас ждет вне зависимости от того, кто будет премьером! (Снова аплодисменты, с симпатией.)

Время, отведенное на отчет, подходит к концу…

— Еще пять минут дайте. Может, последнее выступление, — обращается Яценюк к спикеру Владимиру Гройсману.

— Зачем же так пессимистично, Арсений Петрович? — почти кокетничает тот.

— Это правительство в сложной общественно-политической обстановке сделало максимум возможного. Мы понимаем, что есть недовольство всеми институтами власти. Но останавливаться нельзя. Я приму любое решение Рады, мы за кресла не цепляемся, — заключает Яценюк.

Дальше исполняют свои партии депутаты. Многие не только критикуют, но и благодарят за работу. Диссонанс вносят лишь «оппозиционер» Вадим Рабинович и Юрий Луценко. Он стучит по трибуне:

— Мне все равно, кто крадет, — уходите все! Люди в отчаянии! Мы все здесь временные! Мы забыли запах горящих шин на Майдане! (Аплодисменты.)

Но правительство на удивление спокойно. Некоторые министры даже улыбаются. Яценюк берет заключительное слово:

— Мы шли по единственно верному пути. (Аплодисменты.) Получили разграбленную страну, а отдаем с армией, с выплаченными долгами. Я требую, чтобы вы это уважали! Прошу парламент принять необходимые решения сегодня же.

Арсению Петровичу только что не кричат «Браво! Бис!». И табло для голосования заливается зеленым цветом. Это значит, работа правительства признана неудовлетворительной, постановление набрало 247 голосов…

Министры без доверия

Но спектакль продолжается. Как по команде, зал покидает часть представителей «Оппоблока» и близкой к ним группы «Возрождение». Некоторые внефракционные суетливо вытаскивают из гнезд карточки для голосования. Бывший спикер Владимир Литвин, умудренный опытом договорных решений при президенте Януковиче, пытается с места предупредить действующего председателя Рады Владимира Гройсмана. Может, тот не видит, не понимает, что сейчас произойдет?

Через несколько минут Гройсман констатирует: за отставку кабинета Яценюка высказались всего 194 депутата. Этого недостаточно для принятия решения. Согласно Конституции, правительство во главе с премьером неприкосновенны до следующей сессии, то есть до сентября.

Как полгода намерены работать министры без доверия — загадка. Но у МВФ теперь нет формальных причин не дать Украине очередной транш.

Впрочем, Юлия Тимошенко, распустившая волосы по случаю предполагаемой «кончины антинародного кабинета», назвала партнеров из БПП предателями и заговорщиками. «Батькiвщина» покинула коалицию, призвав «Самопомощь» последовать ее примеру. Когда же вышла «Самопомощь» — коалиция по факту перестала существовать. Глава Одесской обладминистрации Саакашвили негодует: в стране произошел переворот, олигархи удержали Яценюка! Сам Арсений Петрович даже не помышляет о добровольном сложении полномочий. О тотальной перезагрузке кабинета пока не слышно.

…И президент молчит. Он все сказал, он над схваткой.

Киев

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow