СюжетыСпорт

Волшебник

Павел Дацюк, 37-летний центрфорвард хоккейного клуба «Детройт Ред Уингз», достиг рубежа в 900 набранных в заокеанской карьере очков

Этот материал вышел в номере № 17 от 17 февраля 2016
Читать
Павел Дацюк, 37-летний центрфорвард хоккейного клуба «Детройт Ред Уингз», достиг рубежа в 900 набранных в заокеанской карьере очков
Фото: Carlos OSORIO / AP / ТАСС
Фото: Carlos OSORIO / AP / ТАСС

Событие не рядовое, но и не исключительное, не поколебавшее позиций ни первой пятерки выдающихся бомбардиров «Детройта» во главе с Горди Хоу, ни первой четверки российских легионеров Национальной хоккейной лиги с космическими баллами номера первого — Сергея Федорова. В конце концов, долго и стабильно играешь (а в «Детройте» Дацюк с начала века) — когда-нибудь и до впечатляющих цифр мало-помалу доберешься, примеры имеются.

Но есть нюанс, и весьма существенный. Для форварда изысканного, чуть ли не каждая заброшенная шайба и передача которого — образец хоккейного искусства, и при этом не чурающегося черновой работы, 900 очков только в регулярных чемпионатах НХЛ — величина, в принципе, невозможная. Если бы оценивалась зрелищность каждого взятия ворот, то тут Дацюк давно обошел бы не только всех действующих конкурентов, но заставил бы потесниться и легендарных.

Не цифры красят человека. Дацюк, конечно, произнес приличествующие случаю слова благодарности зрителям и партнерам, но я больше склонен верить другой, вполне типичной для форварда реплике по поводу личной статистики: «Фигня все это, если команда не играет».

Голевых передач у Дацюка почти в два раза больше, чем заброшенных шайб, и совсем не случайно, что все юбилейные очки он именно так и набирал — ассистируя партнерам. А тут впервые отметил достижение знакового рубежа заброшенной шайбой на практически родной «Джо Луис Арене», в сумасшедшем матче с «Бостоном». Потом снова забил, двумя движениями убрав гиганта Здено Хару, а голевая передача Хенрику Зеттербергу стала для «Детройта» победной. Конечно, его признали лучшим игроком недели, а о «Детройте», не в последнюю очередь в связи с возвращением прежнего Дацюка (Павлу пришлось долго восстанавливаться после проведенной летом операции), снова заговорили как о теневом претенденте на Кубок Стэнли.

Ну это вряд ли. «Детройт» начала столетия, когда совсем молодой Паша Дацюк в первом же своем сезоне поднял над головой Кубок Стэнли, вернуть невозможно. Да и золотой 2008‑й, не представимый без Дацюка, не повторить — традиции Федорова и Ларионова, Айзермана и Челиоса живут, умный хоккей никуда не делся, а мощь уже далеко не та.

Но у «Детройта» есть Дацюк. Он великий игрок совсем не потому, что там, где он, — там победа. У него титулов‑то всего четыре — три на клубном уровне (помимо двух Кубков Стэнли еще и чемпионство с московским «Динамо» в локаутном сезоне 2004—2005 гг.), один со сборной России. Чемпионом мира Дацюк стал только в 2012‑м, за что и был в 33 года удостоен звания заслуженного мастера спорта. До этого не заслужил, получается.

Так вот о главном. Игра Дацюка может радовать всегда. Даже когда его команда уступает, даже когда у нее нет шансов, даже когда сам Дацюк далек от оптимальной формы, даже когда результат удручающий. Его игра есть противовес разочарованию и оправдание хоккея. Любого. В игре Павла обязательно найдется место изыску формы и изяществу мысли — естественным, как природа. Не терпящим грязи и подлости.

Дацюк не думает, как сыграть «покрасивше», он пашет в защите как проклятый (два приза лучшему форварду оборонительного плана — тому свидетельство), никого не хочет удивить очередным ошарашивающим защитников и вратарей трюком или передачей, которую просчитать невозможно. Он просто так играет, что дано немногим — в этом и есть счастье для партнеров, увы, не всегда его понимающих, и для болельщиков, всегда его уважающих. И по ту, и по эту сторону океана.

…Научить играть «по Дацюку» — невозможно. Он, рано потерявший мать, таким вырос в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге), в своем дворе на Сортировке. Его не пытался переучивать первый тренер Валерий Голоухов, а задатки большого мастера в нескладном парнишке разглядел и развил Владимир Крикунов, которого иные считают тренером простоватым и не умеющим работать со звездами.

Кстати, показали Крикунову Дацюка во время тренировочной игры в футбол. Васильич работал с ним в «Динамо-Энергии», на рубеже веков перетащил «одноногого», с тяжелейшей незалеченной травмой мениска форварда в свой «Ак Барс», у них еще получился прекрасный сезон в «Динамо», да и о сборной России середины нулевых с Дацюком в составе есть что вспомнить.

Одна беда — успехи «Детройта», равно как и замучившие его травмы, не позволяли Дацюку часто приезжать на чемпионаты мира. И олимпийская медаль всего одна — бронзовая за Солт-Лейк-Сити‑2002. Следующие три Олимпиады он провел как участник — не сложилось, обидно.

Из нынешних сравнить Волшебника точно не с кем. «Он особенный, очень особенный спортсмен» — это сказал о Дацюке его нынешний тренер Джефф Блашилл. И добавил: «Если бы он не отрабатывал назад, у него было бы 1800 очков».

Джентльмены рекордов не бьют, они для этого слишком джентльмены. Ну не опередит Павел Дацюк кого-то как бомбардир, чего-то еще не завоюет. Но он в игре, и этого, поверьте, — достаточно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow