СюжетыКультура

Экранизация мечты

«Эликсир» — микробюджетное независимое кино представлено в берлинском «Форуме» — программе, нацеленной на поиск и эксперимент

Этот материал вышел в номере № 15 от 12 февраля 2016
Читать
«Эликсир» — микробюджетное независимое кино представлено в берлинском «Форуме» — программе, нацеленной на поиск и эксперимент

Дебютная работа художника и режиссера Даниила Зинченко и продюсера Андрея Сильвестрова — авангардная арт-сказка с выраженным социальным подтекстом — блуждает на грани contemporary art и кино. Чудодейственная микстура приготовлена по рецептам проверенного временем советского кино, доведена до кипения видео-арта, настояна на мифологемах.

Среди героев — партизаны, космонавты, ученые, демонической силы чиновники, Родина-мать и Плотник — метафора Иисуса. Если ученый с помощниками отыщет компоненты для волшебного состава (по сути, живой воды или ДНК вечной жизни), эликсир воскресит мертвых. Параллельно чиновники в строгих костюмах (они же черти) разыскивают Плотника, умеющего превращать воду в нефть. Вода на глазах чернеет, превращая бассейн в чашу со смертью. А ведь такие надежды были на Его второе пришествие…

А пока блаженные герои готовы отправиться в летательном аппарате в космос. И уже не важно — настоящий или с кантовскими звездами. Главное — прорваться сквозь густой бурелом греха к совести, пробудить в себе «когтистого зверя, скребущего сердце».

«Земную ширь и бесконечность космоса» революционные герои осваивают в «сумрачном лесу». Жизнь — необозримая горизонталь, по лесной ее поверхности бродят люди в поисках всеобщего братства и любви.

Даниил Зинченко, видеохудожник и участник творческого объединения «Вверх!», сплетает в своем кино идеи религиозной метафизики Федорова и теософии в духе Блаватской (в частности, жертвование своего «я» — всемирному «я»). От Андрея Платонова он берет словесную телесность, прерывистость самого действия.

Ну и конечно, эта весьма неровная работа примагничивает игрой в бродячие мифологемы «русского мира», в котором отзываются идеи авангарда, неопримитивизма, столкновение разрушительных и созидательных начал.

В кинематографе у «Эликсира» свои предтечи. Критики сравнивают пластический эксперимент Зинченко, обращенный к коллективному бессознательному, с метафизическими фантасмагориями Апичатпонга Вирасетакула. А мне прежде всего увиделась внутренняя связь фильма с миром Луцика и Саморядова. В обращении к культурным кодам, попытке создать отдельный социум, экранизацию мечты, произрастающую из болей и проблем большого мира.

В этом несовершенном повествовании пульсируют наивность и сарказм, самодеятельность и профессия, варварство неофитов и искусствоведческое смирение, гипнотический спиритизм и иронический стеб.

В фильме снимались легенды авангарда: Глеб Алейников, один из основателей «параллельного кино», Николай Копейкин, художник, участник рок-группы «НОМ», профессиональные актеры и жители поселка Пено, рядом с которым проходили съемки. Все работали бесплатно.

«Лига экспериментального кино», создавшая эту работу, профессиональное объединение, занимающееся производством и продвижением русского экспериментального кино. Помимо фильма «Эликсир» «Лига» готовит к выпуску картину «Прорубь» Андрея Сильвестрова и большой кинопроект «Россия как сон».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow