СюжетыПолитика

От ракеты товарища Кима в небе остался иностранный след

Для совершенствования ядерного оружия и средств его доставки Пхеньян может использовать советские технологии, компоненты из Китая и Японии

Этот материал вышел в номере № 16 от 15 февраля 2016
Читать
Для совершенствования ядерного оружия и средств его доставки Пхеньян может использовать советские технологии, компоненты из Китая и Японии
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Событие, вызвавшее впоследствии невероятный отклик в Сеуле, произошло 7 февраля на площадке №43 космодрома Плесецк в Архангельской области. Оттуда взлетела ракета-носитель «Союз-2.1б» с навигационным спутником «Глонасс-М», успешно отправленная на орбиту боевым расчетом Космических войск России.

Эта рутинная история полностью пропала в информационных волнах планеты на фоне произошедшего в тот же день гораздо более резонансного события — скандального запуска в КНДР ракеты большой мощности. В Пхеньяне это назвали выводом на орбиту исследовательского спутника, на что, мол, все страны мира имеют суверенное право. Однако в Вашингтоне и Токио этот запуск назвали испытанием прототипа межконтинентальной баллистической ракеты в нарушение соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. Американцы и японцы заговорили о необходимости новых, еще более жестких международных санкций против Пхеньяна. Такую линию горячо поддержал и Сеул, где кое у кого зародились подозрения, связанные с вышеупомянутым космодромом Плесецк. Дело в том, что «Союз-2.16» взлетел оттуда всего на 10 минут раньше нашумевшего старта северокорейской ракеты. В правительственных и экспертных кругах Южной Кореи, как сообщила печать, сделали вывод, что дружественная Пхеньяну Россия, возможно, хотела показать — и мы, и северокорейцы просто мирно запускаем научные спутники. Версия, по данным японских журналистов, в головах ее авторов подкреплялась еще и тем, что в Москве непосредственно перед стартом обеих ракет побывал заместитель главы МИД КНДР Пак Мён Гук — он, мол, обо всем втихаря и договорился.

Такие рассуждения, конечно, были чистой фантазией, и разговоры о российско-северокорейском сговоре затихли после того, как Москва присоединилась к осуждению пуска в КНДР и поддержала идею новых мер по линии Совбеза. Но осадок остался, и стало ясно — в Сеуле с подозрением относятся к политике России на пхеньянском направлении. 7 февраля об этом было заявлено в Сеуле и на официальном уровне.

Пхеньян делает успехи

В тот горячий день директор Национальной разведывательной службы Южной Кореи Ли Бён Хо на экстренных закрытых слушаниях в парламенте сообщил, в числе прочего, что в запущенной в КНДР ракете использовались российские компоненты. Как затем рассказали журналистам специально уполномоченные на то депутаты, сеульская спецслужба, мол, имеет немало информации о том, что некие «важные детали» для ракеты «скорее всего, были получены из России».

Никаких подробностей и улик в подтверждение этого приведено не было, и тема пока развития не получила, но факт остается фактом: в КНДР вопреки прямому запрету Совбеза ООН неуклонно идет совершенствование и ядерного оружия, и средств его доставки — баллистических ракет различного типа. И Пхеньян, бесспорно, при его низкой технологической базе не имеет возможности изготавливать своими силами все необходимые для этого узлы, компоненты и прочее сложнейшее оборудование. Значит, они частично контрабандой поступают из-за границы.

Хотя достижения КНДР очевидны. Большинство американских, южнокорейских и японских экспертов сходятся во мнении, что нынешний запуск ракеты большой дальности был в целом успешным. Заброшенный в космос предмет, названный спутником «Кванмёнсон-4» («Сияющая звезда-4»), поначалу кувыркался, но сейчас вроде бы прочно встал на орбиту. Он, правда, молчит — его общение с ЦУПом не зафиксировано. Возможно, впрочем, цели построить полноценный спутник и не было: Северную Корею, скорее всего, в первую очередь заботит совершенствование самой ракеты.

По сравнению с предыдущим запуском 2012 года слегка повышена ее мощность и способность эффективно сжигать топливо — первые и вторая ступени были сброшены раньше, чем в прошлый раз, что свидетельствует о более быстром и решительном разгоне. При нынешнем пуске северокорейская ракета достигла скорости 8 км в секунду — это даже больше, чем необходимо для межконтинентального удара. В боевом режиме, как считают в Сеуле, ее дальность может составить 12–13 тысяч километров — достаточно, чтобы достичь Вашингтона.

Копируем советское

Для всего этого нужны сложнейшие технологии, которые Пхеньян, конечно, брал, откуда только мог. Известно, что у истоков его ракетной программы лежали разработки СССР. Еще в конце 70-х годов КНДР получила из Египта советские ракеты Р-17, которые на Западе называли «Скад-В». Именно они стали основой всех прежних и нынешних усилий Пхеньяна в этой области. Там сначала тщательно скопировали, а потом и модернизировали эти системы, которые составляют сейчас основу ракетных сил КНДР: это около 600 «Скадов» в двух модификациях — дальностью 200 и 500 км, которые могут поражать цели на всей территории Южной Кореи. «Скады», кстати, Пхеньян активно продавал за рубеж — например, режиму Асада-старшего в Сирии, в Пакистан и Иран, где на их основе разработали собственные баллистические ракеты.

В 1993 году Пхеньян испытал ракету с условным названием «Нодон», созданную на основе еще более глубокой модернизации советских технологий, полученных из Египта. Ее дальность — 1300 км, она способна ударить по основной территории Японии. В Северной Корее развернуто около двух сотен «Нодонов». И эти ракеты, и «Скады» смонтированы на автомобильных платформах, они мобильны и могут неожиданно выдвигаться на боевые позиции из подземных бункеров. Кстати, грузовики для этого, по некоторым сведениям, закупались в том числе в Италии.

Однако советские технологии, как полагают, оставались главными — на них, по западным и японским данным, основаны и другие, более современные северокорейские ракеты — например, KN-08 (в Сеуле считают, что это прототип межконтинентальной ракеты). Уверяют, что она похожа на жидкостную двухступенчатую Р-29, разработанную в КБ им. Макеева. Такими ракетами советские подлодки стали оснащать в 70-х годах. Сейчас они уже сняты с вооружения. Кстати, запущенная 7 января ракета большой дальности, как считают эксперты, тоже родом из СССР: одна из ее ступеней — вроде бы переработанный «Скад», а другая — «Нодон».

Санкции последуют?

В 2003 году облаченный в маску северокорейский перебежчик выступил на пресс-конференции в Вашингтоне и сообщил, что 90% электронных компонентов для своих ракет КНДР спокойно ввозила из Японии. Этот незнакомец в маске якобы занимался в Северной Корее созданием систем наведения и «был в теме».

Сейчас, утверждают в Токио, этот канал поставок перекрыт. Однако Северная Корея продолжает откуда-то получать необходимую ей импортную технику. Кстати, уже после введения санкций в Японии в 2009 году был арестован бизнесмен, которого обвинили в тайной продаже Пхеньяну двух тягачей для транспортировки тяжелых ракет.

Официальные представители Южной Кореи, пишет крупнейшая японская газета «Иомиури», говорят, что двигатели ракет северные корейцы делают сами и сами же занимаются соответствующими разработками. А вот некоторые детали могут по-прежнему идти через Россию и КНР, утверждает газета. Подтверждений этого, повторимся, нет, хотя Пекин — главный торговый партнер Пхеньяна, который имеет на китайской территории, включая автономные Макао и Гонконг, многочисленные как бы частные компании, часто используемые для контрабанды.

После нынешнего пуска ракеты Пекин, конечно, вновь призадумался. Его не устраивают такие программы и перспективы превращения Северной Кореи в региональную ядерную державу.

Но пока испытанная 7 января ракета не может считаться в полной мере межконтинентальной. КНДР, судя по всему, еще не научилась защищать боеголовку от перегрева и разрушения при повторном входе в атмосферу из космоса на завершающем этапе полета. Нет уверенности у специалистов и в том, что Пхеньян уже обладает компактным ядерным зарядом для оснащения межконтинентальной ракеты. Короче говоря, Пхеньяну по-прежнему нужны технологии, материалы и компоненты, которые он будет искать и за рубежом, используя прорехи в системе санкций.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow