КолонкаПолитика

Немецкие политики обвинили Россию в обострении гражданской войны в Сирии

На границе Сирии и Турции сложилась ситуация, которая грозит перерасти в гуманитарную катастрофу

На границе Сирии и Турции сложилась ситуация, которая грозит перерасти в гуманитарную катастрофу
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

На сирийско-турецкой границе скопилось от 30 до 40 тысяч сирийских беженцев — старики, женщины, дети — из города Алеппо и его окрестностей, а на подходе еще несколько десятков тысяч человек. Они фактически размещаются под открытым небом, отсутствует вода, еда, возможность где-то обогреться. Недавно от переохлаждения умер грудной младенец, многие дети и взрослые болеют.

Причиной резкого всплеска наплыва беженцев, желающих попасть в Турцию, является активизация боевых действий со стороны подконтрольных режиму Башара Асада сил. Их стратегическая цель — захватить весь Алеппо и прилегающую территорию. До этого Дамаск контролировал только западную часть города, в восточных районах располагались оппозиционные группировки, в основном, подразделения Аль-Нусры, сирийского филиала Аль-Каиды.

В боях за Алеппо, по информации журнала Шпигель, правительственные войска используют тактику, апробированную при штурме Хомса: российская авиация наносит массированные бомбовые удары по площадям, затем начинается наземная операция. В ней, пишет далее немецкое издание, на стороне режима Асада из-за острой нехватки пополнения и массового дезертирства из регулярной армии в основном участвуют иностранные наемники — ливанцы, иранцы и афганцы.

Турецкая сторона закрыла границу и не пускает беженцев на свою территорию. Официальная Анкара обосновывает свое решение тем, что не готова принять сразу такое их количество. К тому же в стране и так уже находятся 2,5 миллиона сирийцев.

Эти аргументы, как полагают международные эксперты, не совсем убедительны. Турция, по их мнению, с одной стороны, по-прежнему не оставила идеи создать на севере Сирии подконтрольную ей буферную зону, а обострение ситуации с беженцами может стать подходящим предлогом для ввода армейских сил для наведения порядка. С другой стороны — турецкие власти получают дополнительную возможность оказывать давление на Евросоюз в плане увеличения финансовой помощи для решения миграционного кризиса.

Тем не менее, местные власти с одобрения Анкары разрешили гуманитарным организациям пересекать границу, чтобы доставлять беженцам палатки, одеяла, продовольствие. И хотя первые восемь грузовиков уже привезли самое необходимое бедствующим людям, для десятков тысяч беженцев это — ничтожно мало. Еще Турция пообещала в ближайшее время разбить дополнительный лагерь, но на сирийской территории.

Представители ЕС пытаются в мягкой форме воздействовать на Турцию, чтобы она открыла свою границу и впустила беженцев. Однако, как заметил министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн, у Европы «нет полномочий выдавать турецкому правительству обязательные для исполнения предписания».

Ключ к решению проблемы сирийских беженцев в понимании ведущих европейских политиков лежит в активизации переговорного процесса и установлении незамедлительного перемирия. Бои за Алеппо и новый поток беженцев усложняют и без того непростые исходные позиции всех участников переговоров, которые в новых условиях могут вообще не возобновиться.

Вина за обострение гражданской войны в Сирии по мнению ряда немецких политиков полностью ложится на Кремль. Так, председатель внешнеполитического комитета бундестага Норберт Рёттген считает, что действия России оставляют впечатления брутального цинизма московской политики. Москва, по его словам, сначала хочет напрочь разбомбить оппозиционные Асаду силы, а потом предложить вместе бороться против «Исламского государства» (запрещенной в России организации).

Не менее критично высказался и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, заявив, в частности, что русские бомбардировки изменили на данный момент соотношение сил в Сирии, но нельзя шансы на политическое разрешение конфликта приносить в жертву военно-тактическим амбициям. При этом немецкий министр возлагает большие надежды на открывающуюся в предстоящий четверг конференцию по безопасности в Мюнхене, в рамках которой запланированы специальные встречи в Венском формате по обсуждению сирийской проблемы с участием представителей США и России. Также, по словам Штайнмайера, приехать в Германию согласились министры иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии, что само по себе уже является знаковым событием после разрыва дипломатических отношений между двумя странами в начале января этого года.

Наконец дошла очередь и до фрау канцлер. Во время воскресного визита в Турцию Ангела Меркель, выступая на совместной пресс-конференции с премьер-министром Давутоглу, сказала: «Мы в последние дни не просто шокированы, но и возмущены тем, какие страдания десяткам тысяч людей принесли бомбардировки и прежде всего российской стороной».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow