СюжетыОбщество

Курс наш?

Валютные ипотечники перекрыли Тверскую-Ямскую, возмущаясь из-за особых условий для заемщиков в Крыму

Этот материал вышел в номере № 9 от 29 января 2016
Читать
Валютные ипотечники перекрыли Тверскую-Ямскую, возмущаясь из-за особых условий для заемщиков в Крыму

В понедельник, 25 января, валютные ипотечники штурмовали Москоммерцбанк на Беговой, на следующий день заполонили отделение Райффайзенбанка. Они требуют рефинансирования кредитов. Еще 20 января участники движения в первый раз пришли к офису банка «Дельта-кредит» в тюремных робах. Тогда банк взял неделю на раздумья. К 27 января ипотечники не смогли договориться со своим банком, и тогда, выйдя из офиса, они бросились перекрывать ближайшую улицу — Тверскую-Ямскую.

«Люди пошли перекрывать улицу после того, как в банке снова не получили предложений. Это было сообщение, адресованное уже власти: чтобы власть поняла эту вопиющую несправедливость», — говорит Александр Анохин, активист движения валютных ипотечников. Несправедливость, по его мнению, состоит в том, что закон, облегчающий жизнь заемщиков, принят только для одного региона России — Крыма.

Еще в декабре 2014 года «Справедливая Россия» внесла в Госдуму так называемый «закон Крутова», поддержанный самими заемщиками. Документ предлагал пересчитать валютные кредиты по курсу на момент заключения договора. Проект депутаты отклонили. Затем много месяцев заемщики ходили к депутату Николаю Гончару из «Единой России»: «Люди сидели в приемной, носили бумажки — он вникал в вопросы, делал вид, что звонит в банки, рабочие группы создавал, — рассказывает Анохин. — Целый год заемщики объясняли свою тяжелую ситуацию и как ее нужно решать. А за неделю до Нового года в трех чтениях сразу был принят закон о порядке погашения долгов жителей Крыма. И суть закона как раз в том, что просили для себя валютные ипотечники».

Украинские банки ушли из Крыма после его присоединения к России, и некоторое время заемщики не платили вообще ничего. Закон устанавливает курсы валют, по которым нужно выплачивать кредит в рублях, такими, какими они были в день крымского референдума.

«Что за нонсенс в нашей стране: для одной части граждан законодательно зафиксирован курс доллара, а для всех, кто не Крым, курс доллара рыночный? — возмущается Анохин. — Я думаю, нынешние акции только начало, ситуация раскачивается. Найдется группа людей, которые доведены до отчаяния, — начнут бить стекла в банке, на них нападет охрана — и всё, ситуация выйдет из-под контроля».

Впрочем, акция на Тверской-Ямской закончилась быстро и мирно. «Мы вышли спокойно из банка на улицу, и тут некоторые довольно нервные заемщики стали говорить — давайте перекроем Тверскую, — рассказывает клиент «Дельта-кредита» Алексей Ходорыч. — Пошла перекрывать группа человек в 30–40, это 10% от тех, кто там был. Я был расстроен — я не сторонник мероприятий уровня восстаний. Простояли минут пять, и тут подъехала скорая помощь — и со стороны центра, и со стороны области. И люди сказали: ну, постояли, обозначились — и хватит. Я считаю, эта акция была на руку скорее банкам — нас это переводит в жанр маргиналов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow