СюжетыПолитика

Европа беспокоится за судьбу Шенгена

Дания ужесточила миграционное законодательство

Этот материал вышел в номере № 9 от 29 января 2016
Читать
Дания ужесточила миграционное законодательство
Фото: Екатерина Фомина / «Новая газета»
Фото: Екатерина Фомина / «Новая газета»

Парламент Дании принял во вторник закон, который, возможно, откроет правый тренд в иммиграционной политике даже либеральных западных стран Евросоюза. Он призван охладить энтузиазм ближневосточных мигрантов, надеющихся получить политическое убежище в датском королевстве.

Когда закон вступит в силу, а это ожидается уже в феврале после утверждения королевой Маргрете II, пограничной полиции Дании будет дано право обыскивать прибывающих в страну просителей убежища и отбирать у них деньги и ценности сверх разрешенной для ввоза стоимости в 10 тысяч крон или 1340 евро. Исключением будут драгоценности, представляющие «эмоциональную ценность», например обручальные кольца.

Эта статья вызвала особенно жесткую критику с разных сторон — от правозащитных организаций до Верховного комиссариата ООН по делам беженцев и генсека ООН Пан Ги Муна. Кому-то она напомнила конфискацию имущества евреев в Третьем рейхе.

Но авторы законопроекта, который инициировали находящиеся у власти Либеральная и Датская народная партии, выдвинули в качестве главного довода существующие условия получения социалки собственными гражданами.

Если малообеспеченный датчанин просится на полное социальное содержание, он должен сдать имущество, стоимость которого превышает именно эту сумму. Похожие законодательные нормы есть и в других странах ЕС. Например, бельгийцу, не заработавшему на трудовую пенсию, для получения социальной придется либо продать имеющуюся недвижимость и потратить вырученные деньги на жизнь, либо довольствоваться неполной социалкой.

Датские законодатели как бы ставят мигранта в равные условия с датчанином. Известное во всем мире «скандинавское» социальное равенство обеспечивается тем, что зажиточные члены общества щедро делятся с наименее успешными. Министр иммиграции и интеграции Дании Ингер Стойберг, отстаивая в парламенте резонансный законопроект, заявила, что соискатели статуса беженца, которые привезли с собой достаточные средства, должны сами покрывать затраты на еду и проживание в период рассмотрения властями их заявки.

Вихрь критики вызвала и статья об увеличении срока воссоединения семей мигрантов. Получивший вид на жительcтво в Дании беженец может привезти своих ближайших родственников не ранее, чем через четыре года. Это больное место в иммиграционных законодательствах многих стран ЕС, в частности, Франции и Бельгии, где обсуждаются аналогичные меры. Правда, редакция датского закона представляется на сегодняшний день самой жесткой и, по мнению правозащитников, противоречит некоторым международным конвенциям, ратифицированным Данией.

Отношение политического класса Дании к законопроепкту было противоречивым. Речь шла о ценности, которая считалась «священной коровой» в послевоенной Европе, с лихвой вкусившей плоды нацистского «нового порядка» и получившей стойкую прививку от ксенофобии. За дебатами, которые шли почти целый день, в режиме реального времени следили европейские СМИ.

Эфир ведущих новостных телеканалов бушевал столкновением мнений за и против. Член либеральной фракции Европарламента голландка София инт’Велд в Евроньюс высмеяла юридическую состоятельность определения «эмоциональной ценности» отбираемой вещи. Молодая гражданка Дании, иммигрировавшая 14 лет назад из Афганистана, ностальгически вспоминала в интервью ВВС, как трогательно относились тогда европейцы к приезжим, в то время как ксенофобские партии даже не высовывали носа. Сейчас все по-другому. Видимо, ресурс доброты, щедрости и прагматического расчета датчан на свежую кровь исчерпан под напором современного Исхода.

Юристы, представляющие либеральное крыло, говорили о несостоятельности довода о равном подходе к беженцам и малообеспеченным гражданам. Первые находятся в отчаянном положении, бросив все и спасаясь от войны и преследований, а вторые – просто в трудном, живя в стабильной демократической стране.

Законопроект спровоцировал не только уличные протесты левых активистов, но и раскол внутри правящей элиты. Некоторые члены право-либеральной партии Венстре подали заявления о выходе из нее. И наоборот, опозиционные партии, включая не только антиимиграционную Датскую народную партию, но и социал-демократов, поддержали новый закон. До 70 законодателей, растерзанных сомнениями, предпочли отсидеться дома.

Но результат был ожидаемым. Парламент одобрил текст. Из присутствовавших 109 депутатов «за» проголосовал 81 при 27 «против» и одном воздержавшемся.

Дания — не самое популярное направление нынешнего потока миграции. За прошлый год около 20 тысяч мигрантов подали прошения о политическом убежище в королевстве. Не так много в расчете на 5,6 миллиона населения. Для сравнения, Германия приняла 1,1 миллиона (1,4% собственного населения), а впереди - соседняя Швеция: 163 тысячи или 1,7% ее населения. Поэтому голосование в датском парламенте привлекло повышенное внимание европейских наблюдателей.

Привычное в полевоенную эпоху толерантное отношение Европы к иммиграции было основано на нормальных темпах притока мигрантов на фоне экономического благополучия страны. Массовый исход, да еще в истощенную кризисом Европу, обнажил рамки материальных возможностей. Популисты и ультра заговорили о нашествии варваров, используя и нагнетая страх обывателя, политический мейнстрим — о коррекции без отступления от фундаментальных ценностей. Европейский приоритет ценности человеческой личности перед национальными интересами удивительно живуч.

На состоявшемся в понедельник в Амстердаме совещании министров внутренних дел и юстиции стран ЕС отчетливо проявилось беспокойство за судьбу Шенгена, одного из главных завоеваний европейской интеграции. Все больше стран под напором миграционных потоков вводят паспортный контроль на своих границах, где уже и КПП-то давно демонтированы, превратившись в станции дорожного обслуживания или гостиницы. Шенгенская конвенция разрешает вводить временный контроль на внутренних границах по уважительным причинам на срок до шести месяцев. Сегодня этого недостаточно. Ради спасения Шенгена министры попросили Брюссель законодательно оформить продление допустимого срока до двух лет…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow