КолонкаПолитика

Дело о выломанных дверях

К наплыву зрителей в галерее относятся, словно к стихийному бедствию

Этот материал вышел в номере № 7 от 25 января 2016
Читать
К наплыву зрителей в галерее относятся, словно к стихийному бедствию
Изображение

Публика вынесла входную дверь в Третьяковской галерее на Крымском валу, потому что очень хотелось прикоснуться к прекрасному. Любой музей мира будет рад такой рекламе. На пятнадцатиградусном морозе сотни горожан готовы ждать на улице, чтобы полюбоваться национальным достоянием — на юбилейной выставке художника Серова демонстрируются сто картин и сто пятьдесят графических рисунков. Музей, который работает для людей, сделал бы из этого красивую историю. Наши, кажется, не смогли.

Посетить выставку можно было с начала октября прошлого года, и поначалу больших очередей не было. В январе наложились два фактора. Во-первых, о чем говорят много, выставку посетил президент Путин, своим личным примером продемонстрировав, где гражданам искать красоту. Во-вторых, и это менее очевидное соображение, возможно, в Москве сейчас вообще проходит слишком мало ярких культурных событий для такого большого города. Уже конец января, а со столичных улиц только убирают елки. Граждане оторвались от телевизора, посетили офисы и отправились в город на поиск зрелищ. В результате сотни людей столкнулись на входе к Серову. Ведомственная логика предполагает здесь вопрос: что сделали в Минкульте, чтобы москвичи могли удовлетворить свой дефицит эстетического?

Дело о выломанных дверях — это скорее история долготерпения публики и безразличия администрации Третьяковской галереи.

Представьте себе: в ваш музей несколько дней подряд стоят очереди из сотен людей. Стоят часами, и по два, и по четыре часа, с детьми, а на улице при этом — мороз. Внутри музея, разумеется, нет кафе с горячей едой, скудная сувенирная лавка и вряд ли найдется даже простая чашка чая. К наплыву зрителей в галерее относятся, словно к стихийному бедствию — лучше бы дома сидели. И дверь была бы цела, и скандала не случилось бы. Первая реакция руководства Третьяковки на жалобы зрителей — отмена продажи билетов онлайн, по которым можно было пройти на выставку не за 4 часа ожидания, а всего-то за два. И категорический отказ продлевать выставку, чтобы люди могли посетить ее спокойно и без давки. Директор галереи Зельфира Трегулова объяснила невозможность продления «международными нормативами»: дескать, графику экспонируют не больше 3,5—4 месяца, а эти сроки и так уже превышены. Так мы узнали, что галерея работает не для посетителей, а для нормативов. Министр культуры Мединский объяснял невозможность продления выставки убедительнее — срывом графика работы других музеев, где будут экспонироваться работы Серова. Но в конечном счете выяснилось, что галерее вполне по силам продлить выставку еще на неделю — до 31 января. Трудно понять, почему этого нельзя было добиться без выбитых дверей.

Еще труднее понять, почему галерея так относится к тем, кто приходит к ней в гости. Что помешало руководству музея обеспечить минимальный комфорт для очереди, стоящей на улице, у него под окнами? Арендовать тепловые пушки, поставить шатры, защищающие от ветра, и туалеты? А может быть — давайте помечтаем — даже напоить людей горячим чаем. Третьяковке стоит извиниться перед горожанами и сделать выводы на будущее.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow