КолонкаПолитика

Лексусы в крашеных шкурах

Этот материал вышел в номере № 6 от 22 января 2016
Читать
Томас Коул. Падение Империи
Томас Коул. Падение Империи

Президент Чечни Рамзан Кадыров дополнительно разъяснил свое мнение о несистемной оппозиции в статье в газете «Известия», а депутат Госдумы Адам Делимханов недалеко от места убийства Немцова провел акцию в поддержку Кадырова: дюжина чеченцев на фоне Кремля кричали: «Аллаху Акбар».

То, что происходит, может иметь всего два объяснения.

Одно заключается в том, что Рамзан Кадыров действует с одобрения президента России Владимира Путина. Творческое воображение сразу подсказывает лихо закрученный сюжет: рубль падает, тревога населения растет, даже самые верные нукеры рассуждают о том, что мы сидим в вагоне, валящемся в пропасть, и на этом фоне Путин решил продемонстрировать колеблющимся в собственном окружении, что у него есть на кого опереться. Мол, если ФСБ не будет разгонять демонстрации, то Путину есть, кому это поручить.

Этому есть как минимум одно подтверждение — а именно, заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, который заявил, что Кадыров говорил о «тех, кто находится вне легитимного политического поля страны».

Однако куда больше свидетельств того, что это не так. Заявления Кадырова — равно как и чеченцев, кричащих на фоне Кремля «Аллаху Акбар», не протранслировал ни один государственный канал. И за исключением Дмитрия Пескова, попытавшегося уйти от ответа после более чем недельного молчания, мы не видим не то что одобрения, но и вообще реакции.

В прошлом заявления Кадырова многократно получали серьезную поддержку от российских депутатов, чиновников и политиков. Эту поддержку получило даже его заявление о том, что Немцова убили западные спецслужбы. На этом фоне молчание российской провластной элиты особенно показательно.

На днях Чеченское телевидение показало 15-минутный сюжет о том, что российская общественность — за Рамзана Кадырова. Однако помимо дюжины прохожих, опрошенных в г. Грозном, адвоката Саид-Магомеда Чапанова и министра печати Чечни Джамбулата Умарова, заявившего, что «мы не можем сдерживать возмущение населения», с федеральной стороны на защиту Кадырова от охамевших выходок распоясавшейся пятой колонны встали Виталий Милонов, Александр Проханов, Максим Шевченко и некий исследователь философской шпионологии Александр Секацкий. Согласитесь, не впечатляет.

Кампания против врагов России ведется в основном чеченскими силами и по уровню государственного пиара решительно не дотягивает до прокатившихся по всей стране кампаний по борьбе с украинскими, американскими, игиловскими (ИГИЛ — террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) и даже турецкими фашистами. На турок Первый канал явно бросил больше сил, чем на внесистемную оппозицию.

К тому же положение Чечни в российском обществе неоднозначно. Учитывая отношение российских силовиков к раскатывающим на лексусах и размахивающим золотыми пистолетами бойцам Кадырова, многие из которых сражались против этих самых силовиков, годами ждущих очереди на квартиру, сложно представить себе, чтобы Путин сам избрал чеченцев своей главной опорой. Ведь это означало бы, помимо всего прочего, ясный сигнал, что ему не на кого больше опереться.

Соответственно остается второй вариант. Заявления Кадырова — это, прежде всего, его собственная инициатива. У такой инициативы может быть много причин, которые все дополняют одна другую.

Самая очевидная — это дело об убийстве Немцова. Возвращение президента Чечни в медийное пространство началось сразу после того, как СК назвал организатором убийства скромного водителя Руслана Мухидинова, которого, возможно, давно нет в живых.

Не менее важен и рост недовольства в стране. Со всех концов России приходят сообщения о забайкальских медиках, оставшихся без зарплаты, нефтяниках, брошенных без денег на буровых, и краснодарских пенсионерах, выходящих на акции протеста. Страна летит в пропасть, и совершенно не факт, что российские силовики будут готовы стрелять в краснодарских пенсионеров. В этой ситуации важно вовремя напомнить Путину, что в России есть люди, готовые стрелять в русских, и многие из них даже имеют большой опыт в этом деле.

Наконец, не надо забывать, что власть в Чечне — еще даже более, чем в России — опирается на способность правителя обеспечить своему окружению сказочное благополучие в обмен на безусловную преданность. А с благополучием сейчас напряженка. Чем больше сокращается общий пирог, тем больше люди при власти всех мастей стараются сохранить размер своего куска неизменным, а чем больше они стараются сохранить размер куска, тем большую долю в уменьшающемся пироге он занимает.

Заявление Кадырова — еще и заявка на первенство в новом экономическом порядке, при котором банки рушатся, должники бегут, а со стороны терпил возрастает спрос на тех, кто за половинную долю может решить проблему.

Только глупые люди берут власть, противопоставляя себя текущему правителю. Умные люди берут власть со словами «позвольте вам послужить».

Позвольте по этому поводу рассказать маленький исторический анекдот.

В 408-м году вождь готов Аларих осадил город Рим. Совершенно неправильно считать, что Аларих собирался Рим грабить. Вовсе наоборот — он собирался ему служить. Он требовал для себя титула magister militum Запада то есть верховного главнокомандующего, также земель своим людям для поселения и еще по мелочи — три тысячи крашеных алым шкур, четыре тысячи шелковых туник, пять тысяч фунтов золота, три тысячи фунтов перца и т.д. (тогда лексусов и золотых пистолетов не было, и для раздачи дружине нужны были крашеные алым шкуры и шелковые туники).

Он вообще был молодец, этот Аларих. Сначала он служил в войске императора Феодосия и даже разгромил для Феодосия одного из его конкурентов, Магнуса Максима, потом — где-то в 390-м, — поднял восстание, то есть грабил вместе со своими готами в македонских болотах, потом он опять был верным слугой Феодосия и разбил для него еще одного конкурента, Арбогаста, потом в 395-м году Аларих поднял восстание снова и не успокаивался, пока не получил от восточного императора magister militum и власть над Эпиром, который его воины только что и разграбили.

Поскольку к этому времени Запад и Восток империи враждовали, то Аларих верно служит то одной, то другой стороне, каждый раз получая повышение в звании.

Осечка случилась только в 408-м году. Дело в том, что западный император Гонорий, с одной стороны, совершенно не имел военных сил, которые он мог противопоставить Алариху с его грозными варварами при лексусах и золотых пистолетах, то есть, простите, при крашеных алым шкурах, а с другой стороны, не имел силы сказать Алариху «да». Поэтому он просто впал в ступор.

Он был вообще не очень умный человек, Гонорий, который никогда так и не понял, что беды, обрушившиеся на империю, являются следствием его профнепригодности, и всегда считал их следствием заговора.

Аларих трижды осаждал Рим, — так ему не хотелось грабить город и так ему хотелось служить империи, — но император не говорил ни да, ни нет, совсем как наши власти, взявшие после заявления Кадырова паузу, а войско надо было как-то потешить, крашеные шкуры были нужны, и в конце концов он Рим разграбил.

Говорят, что император Гонорий, когда ему сообщили, что Рим пал, сказал: «Быть не может! Он час назад клевал зерно с моей руки». Дело в том, что император Гонорий был страстным любителем разводить петухов, и «Рим» был его любимый петух. Когда император узнал, что речь идет не о любимом петухе, а о городе, он успокоился.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow