КолонкаПолитика

Мужчины и не очень

Культура политического диалога в России стремительно заменяется законом джунглей. Как сложилось общение депутата Сенченко с главой Чечни Кадыровым

Этот материал вышел в номере № 4 от 18 января 2016
Читать
Культура политического диалога в России стремительно заменяется законом джунглей
Константин Сенченко. Фото: rusnovosti.ru
Константин Сенченко. Фото: rusnovosti.ru

Короткая, но яркая история публичного общения депутата красноярского горсовета Константина Сенченко с главой Чечни Рамзаном Кадыровым — это одновременно триллер и комедия абсурда. Взрослого мужчину, крупного, по красноярским меркам, бизнесмена, отца семейства после нескольких слов, сказанных в адрес Кадырова, за считаные часы нагибают — и это на глазах у всей страны. Финал комичен, поскольку мужчины — отвечают, а извиняются — дети. Публичные извинения законодательство РФ рассматривает лишь как одну из принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним, впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести (наряду с возложением обязанности загладить причиненный вред).

Культура политического диалога в России стремительно движется к родоплеменным формам, закону джунглей. И к детской комнате полиции.

Они всегда друг другу сопутствуют: культ сытой неправовой силы и отношение ко всем внизу как к неразумным детям. За нас решают, что нам читать и смотреть, с кем ложиться в постель, куда ездить за границу… Теперь множится практика публичных извинений. Нас действительно всех превращают в детей. И вряд ли можно придумать унижение изощренней.

Напомню фабулу и проясню, кто был тот загадочный влиятельный чеченец, что «повлиял» на Сенченко.

Итак, муниципальный депутат Константин Сенченко размашисто ответил в фейсбуке Рамзану Кадырову: тот назвал несистемную оппозицию «врагами народа» и «предателями», пляшущими под дудку западных спецслужб, а Сенченко, приняв это на свой счет — прежде он возглавлял региональное отделение «Гражданской платформы», а теперь беспартийный и внесистемный, но пытается заниматься политикой, — обозвал главу Чечни, академика и Героя России «позором России».

« […] Я помню те времена, когда мы здесь, в Красноярске, собирали помощь нашим парням, которые ехали воевать в Чечню. Ты тогда бегал по горам и убивал наших ребят. Они теперь лежат в земле, а ты Герой России. […] Чечня на 90% живет на дотации из Москвы, а Москва забирает эти деньги у нас, сибиряков. И нам не жалко, когда эти деньги идут на зарплаты учителям и врачам. Но когда ты отбираешь у бюджетников деньги и строишь себе дворцы, то это уже за гранью добра и зла. Так что иди ты подальше, академик и герой, и не мешай нормальным, честным, работящим людям обустраивать свою любимую Россию».

Следующий пост от Сенченко: « […] Вчера поздно вечером у меня был разговор с одним очень известным не только в Красноярском крае, но и в России человеком. Имя называть я не буду. […] Это был мужской разговор, по итогам которого мы сошлись во мнении, что в любом случае и при любых разногласиях необходимо пытаться найти компромисс […]».

Далее последовало опубликованное Кадыровым в инстаграме видео с глубокими извинениями перед ним Сенченко, перешедшего в обращении к главе Чечни уже на «Вы» и по имени-отчеству. И кадыровское «Я принимаю» со смайликом.

Детали, касающиеся участия в истории ЧГТРК «Грозный», «Лайфньюс», пранкеров, опущу. Они сути дела не меняют, хотя заметно усиливают эффект абсурда. Скажу лишь, что, по нашей информации, на решение Сенченко извиниться и снести унижение — вот этот смайлик — повлияла позиция Бувайсара Сайтиева, борца вольного стиля и трехкратного олимпийского чемпиона, почетного гражданина Красноярска, ныне переехавшего в Чечню и являющегося советником Кадырова. В интервью ЧГТРК «Грозный» Сайтиев, в частности, сказал: «Мне очень стыдно перед ними («командой Кадырова». — А. Т.). Я не для этого в Красноярске прожил 20 с лишним лет, не для этого трудился. […] Я разговаривал с руководителем данной фракции, в которой, до исключения, состоял данный товарищ (Сенченко. — А. Т.). Но он считает себя, видимо, политиком. Этот человек уже извинился, он понял, что его заявления были неправильными, что это было с его стороны необдуманно, он раскаивается в содеянном. […] В Красноярске существует организация «Вайнах», которая объединяет всех чеченцев, ингушей, которые проживают в Красноярске. Они, как только услышали, увидели это сообщение, они на самом деле очень обеспокоились этой ситуацией».

Очевидно, столкнулись разные культуры диалога. В России мало кто обращает внимания на то, что пишется в соцсетях. И Сенченко с чего-то решил подойти с этой меркой и к фигуре Кадырова. То есть сунуть рогатину в берлогу и поворошить там. Ведь его пост — прямое обращение к Кадырову, на «ты». Возможно, рассчитывал, когда появился медведь, сыграть с ним в шахматы. Но мишка даже в Чапая с ним играть был не намерен. Разговор пошел по «понятиям». Не вкладываю в это слово какой-то криминальный смысл. По ветхозаветным, если угодно, законам. И даже дорелигиозным, которые нам здесь, в мире гаджетов и йогуртов вроде и не нужны уже, но от них не избавиться. Эти понятия подобны начальной пуповине, они констатируют порядок вещей на этом свете, на них все подвешено, как на законах Ньютона, они всякий раз проявляются, воспроизводятся, это функция жизни. Дайте еще два тысячелетия христианства, еще века торжества ислама, как было — так и будет: око за око, патриа о муэрте. И — сильный всегда прав.

Понятия эти «братков» или правила поведения в детсаду, они просты: мой руки и ноги, отвечай за слова, бери на себя столько, сколько можешь унести.

И исходя из этих понятий не Сенченко, конечно, судить Кадырова и чеченцев. Они завоевали и отстояли с оружием в руках свое привилегированное положение в России, заплатив за это кровью. Они — победители. И их не судят. Еще раз: так было, есть и будет, несмотря на все общецивилизационные тренды вроде гуманизации, смягчения нравов и т. д. В России сегодня рулит право силы. А экономические проблемы России, Сибири и Красноярска, упоминаемые Сенченко в оправдание своей резкости, не имеют никакого отношения к Кадырову и чеченцам, это проблемы России, Сибири и Красноярска.

Второе. О запугивании Сенченко и угрозах. Обязать половозрелого гражданина законными методами принести публичные извинения нельзя — закон это не регулирует. Липкий страх, который наваливается на критиков Кадырова, это проблема опять же не его, а субъекта, высказывающегося в адрес чеченского главы. Не берусь судить собственно Сенченко, он вообще не обязан быть ни героем, ни мужчиной. Просто напомню, что Памфилова, тоже резко отозвавшаяся о последнем заявлении Кадырова, извиняться — а ей это тоже предложили — отказалась.

Вообще, страх и все, что с ним связано, — это интимно. Вот Памфилова и Милашина не боятся. Не боялись убитые Политковская, Эстемирова, Немцов. А Сенченко испугался. Это нормально, все люди разные. Просто аксиома такова: кто боится, тот всегда проигрывает. Чем волк виноват перед овцой?

И третье. Если слаб в коленках — не выходи из дома. А уж тем более не лезь в политику, она не для тургеневских барышень. Бизнесмен Сенченко и ранее не мог похвастаться крепостью позвоночника, что его потянуло испытывать судьбу — не мне судить, но факт: немалое количество русских мужчин испытали благодаря его поведению личное унижение.

Если же вернуться к тем нормам, что приняты в ХХI веке в цивилизованном мире, то государства обязаны обеспечивать право голоса и мнений и тем, кто слаб в коленках. Не только «мущинистым мущинам». Но к нам, похоже, это уже не имеет никакого отношения. Сущность нашего государства этой историей явлена вполне наглядно. Сущность сложившегося общества, кстати, то же: оно готово назвать героем человека лишь за его высказывания в соцсети, а потом так же его втоптать в грязь лишь за вынужденное принятие им публичного унижения.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow