СюжетыКультура

Аккордеон-рок, неизвестная Горбаневская и Толстой без Толстого

Афиша. 15—28 января

Этот материал вышел в номере № 3 от 15 января 2016
Читать
Афиша. 15—28 января

Его болезнь объединила всех. Серия концертов в пользу Труханова началась еще в новогодние каникулы, причем сразу в четырех странах: Россия, Германия, Израиль, США. Часть уже прошла, часть еще предстоит. Деньги на лечение Сергея собирает весь цвет авторской песни: Иващенко, Мирзаян, Мищуки, Бережков, Туриянский… А в эту субботу к ним присоединятся поэты.

Говорит поэт Алексей Тиматков, который тоже принимает участие в марафоне:

— Не совсем верно называть Труханова бардом, ведь сам он стихов не пишет, но зато, будучи высокопрофессиональным музыкантом и изощренным аранжировщиком, мастерски исполняет чужие. От Бродского и Олега Чухонцева до 20–30–40-летних, которые известны только узкому кругу. Делает он это очень бережно и доходчиво. Настолько доходчиво, что слушают его в том числе те, кто и книжек-то, наверное, не читает. Вот такой голос русской поэзии в прямом смысле слова. Уникальный человек. Можно сказать, что он спел всю современную поэзию. За что ему большое спасибо.

Этот вечер инициировал Польский культурный центр, поэтому неудивительно, что среди тех, кто вспомнит Горбаневскую, преобладают поляки: Наталья Ворошильская, Адам Поморский, Пётр Митцнер… Плюс Людмила Улицкая, автор книги «Поэтка», целиком посвященной Наталье Евгеньевне. В программе две части: воспоминания друзей и показ документального фильма Натальи Бешенковской — авторский монтаж выступлений Горбаневской и фрагменты интервью.

Все знают ее как прекрасного поэта, переводчика (польская поэзия многим ей обязана) и отчаянно смелого диссидента, одну из тех, кто в 1968-м вышел на Красную площадь протестовать против ввода советских войск в Чехословакию. Но каким Горбаневская была человеком, какой была в жизни, известно очень немногим, а именно тут ключ к ее стихам и поступкам. «Подвиг ее жизни был не политическим, — пишет Улицкая, — как считают миллионы людей, а чисто человеческим… Маленькая ростом, в каких-то измерениях навсегда оставшаяся девочкой, в течение жизни она выросла в человека огромного масштаба, сохранив радостную детскость до смертного часа».

А 19 января в клубе «Дача на Покровке» пройдет презентация книги Горбаневской «Избранные стихотворения», выпущенной в прошлом году санкт-петербургским Издательством Ивана Лимбаха. Начало в 19.00.

Ян ШЕНКМАН

За 17 дней команда драматурга и режиссера Николая Коляды покажет московским зрителям 20 спектаклей своего легендарного екатеринбургского театра, выросшего из хлипкого резного теремка, приведенного в порядок руками самой труппы, в явление общероссийского масштаба.

В программе семнадцать лучших постановок «Коляда-театра», читки новых пьес молодых уральских драматургов, четыре премьеры: «Ричард III» в постановке Коляды (25–26 января), «Кошка на раскаленной крыше», «Клуб брошенных жён», «Дом у дороги».

Вновь приедут в Москву знаменитые «Вишневый сад», «Трамвай «Желание», «Гамлет», «Король Лир», «Маскарад», «Женитьба», «Слуга двух господ», «Мертвые души». Будут и спектакли по пьесам самого Коляды — «Два плюс два», «Скрипка, бубен и утюг», «Землемер», «Баба Шанель», «Большая советская энциклопедия».

Спецпрограмма 30 января — читка новых пьес молодых уральских драматургов (вход свободный, но по предварительной записи). Напомним, что никто не работает с молодыми драматургами так много, так щедро, как Коляда. Среди его учеников — Василий Сигарев, Александр Архипов, Ярослава Пулинович. И с каждым сезоном этот список все расширяется.

«Коляда-театр» бьет по глазам и нервам без промаха: истерической пестротой вещевого рынка с заводными светящимися павлинами (но как-то очень понятно: здесь герои красоты и счастья ищут — уж как умеют), листопадом фантиков над забубенными головушками Ромео и Джульетты, черным расквашенным черноземом на сцене «Ревизора», отличной игрой премьера — Олега Ягодина, безошибочно узнаваемым, отчаянным всхлипом души.

Их можно принимать или нет, но других таких не сыщешь. Вечная русская сказка, омывшись в кипучих котлах постсоциалистического раздрая, в мертвой и живой воде, — выходит оттуда персонажем Коляды. И за ее чумовой походочкой ошарашенно наблюдают фестивали Европы…

23–24 января. Премьера спектакля «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса. Большая сцена Театра Маяковского. 18.00

Карбаускиса, худрука Театра Маяковского с 2011 года, театральная Москва накрепко запомнила еще в 2001-м, когда он, ученик Фоменко, поставил в МХТ им. Чехова «Старосветских помещиков». Автор пьесы Марюс Ивашкявичус — один из самых интересных прозаиков и драматургов Литвы. Его ставили Римас Туминас и Оскарас Коршуновас. Он же автор пьесы «Кант», ставшей в постановке Карбаускиса одним из лучших спектаклей Театра Маяковского.

Среди персонажей «Русского романа» — Софья Андреевна Толстая (играет ее Евгения Симонова), юная Александра Львовна, роковой толстовец Чертков, Душан Маковицкий — яснополянский врач и автор хроники трудов и дней Толстого. А также — Анна Каренина (Мириам Сехон из труппы «СТИ» Сергея Женовача), Каренин и Вронский, Левин и Кити. Самого Льва Николаевича в списке персонажей нет. Это говорит о творческом целомудрии и художественной ответственности авторов: так Булгаков в «Последних днях» не вывел на сцену Пушкина.

Художник «Русского романа» — живой классик сценографии Сергей Бархин. Зная предыдущие работы режиссера, драматурга, сценографа, можно предсказать: «Русский роман» будет сдержанным, глубоким, благородным. Без спецэффектов, но с подспудным гулом катастроф за сценой.

Ивашкявичус так объяснил смешение «Анны Карениной» и судьбы Л.Н.Т. в пьесе: «Бывают романы, построенные на жизни автора. Но бывают и такие, которые в будущем строят жизнь автора. Либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор становится самой трагичной фигурой своих творений».

Елена ДЬЯКОВА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow