
В этом политическом сезоне Дума 6-го созыва рассмотрит законопроекты, которые наделали много шума в прошлом году, например, знаменитый «закон садистов» дающий сотрудникам тюрем неограниченные полномочия в применении силы к заключенным. На повестке — новые ограничения для протестных акций и малого бизнеса, уточнение законодательства об НКО. Эксперты не ожидают, что предстоящие выборы повлияют на жесткость новых политических запретов и ограничений: главный избиратель Думы по-прежнему находится в Кремле, а избирателей рядовых интересуют в основном экономическая, а не политическая повестка — внимание будет приковано к новому бюджету.
Среди самых громких законов, ожидающих принятия — расширение полномочий ФСИН в применении силы к заключенным — правозащитники назвали его «законом садистов». Поправки в законы «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» внесло правительство. Если закон будет принят, сотрудники ФСИН смогут применять физическую силу и специальные средства (например, дубинки, наручники, водометы) в случае любого нарушения режима содержания — пока это разрешено, только если заключенный пытается сбежать. Против поправок выступили члены президентского Совета по правам человека и омбудсмен Елена Памфилова. Даже правовое управление Госдумы сочло, что применять силу в случае любой провинности арестанта — это нарушение прав человека. В октябре состоялось первое чтение законопроекта, его отдали на доработку, а второе чтение назначено на январь.
С прошлого года перешел и другой репрессивный проект: поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которые приравнивают автопробеги к демонстрациям, а установку палаточных лагерей — к пикетам. Раньше эти формы протеста в законе не учитывались, а теперь на них распространяются те же ограничения, что и на все остальные: о проведении демонстрации необходимо уведомлять местные власти за 10 дней, а о пикетировании — за 3 дня. По Кодексу административных правонарушений максимальный штраф за несанкционированные акции — 300 тысяч рублей для физических лиц и миллион рублей для юридических. Если поправки в закон примут, такие санкции будут грозить, например, дальнобойщикам, которые в конце прошлого года протестовали против системы «Платон», устраивая автопробеги из регионов в Москву и по МКАДу. Законопроект еще не прошел первое чтение.
Сам КоАП в ближайшем будущем ожидает серьезная правка: с 1 января 2017 года должен вступить в силу новый кодекс. Для этого с 20 января по 13 февраля Комитет по конституционному законодательству планирует провести 15 встреч с представителями Правительства, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Центробанка и других ведомств, после чего проект будет представлен для первого чтения, сообщил председатель Комитета Владимир Плигин. Текст нового КоАПа на сайте Госдумы еще не доступен.
В этом году депутаты могут ввести новые ограничения для бизнеса. Например, группа депутатов во главе с председателем Комитета по ЖКХ Галиной Хованской внесла в сентябре прошлого года поправку в Жилищный кодекс, которая запрещает использовать квартиры в жилых домах как гостиницы и хостелы. Сейчас статья 17 кодекса запрещает использовать жилые помещения только для промышленных производств — в новое редакции может появиться запрет на «оказание гостиничных услуг и иных услуг размещения». Это поставит вне закона не только небольшие дешевые хостелы, но и, возможно, сервисы вроде Airbnb, позволяющие частным лицам сдавать свои квартиры через международную социальную сеть в интернете. Галина Хованская не раз высказывалась против хостелов в жилых домах, которые, по мнению парламентария, приносят жильцам много неудобств и проблем, в частности, привлекают криминал.
Новости ожидают и таксистов-«бомбил», не имеющих официальной лицензии. По законопроекту, который прошлым летом внесли несколько депутатов во главе с сопредседателем московского штаба ОНФ Вячеславом Лысаковым, штраф за нелегальные перевозки вырастет с пяти до двадцати тысяч.
Ожидается ряд политических новшеств к грядущим выборам: внесены законопроекты об обязательных партийных праймериз («Единая Россия»), исключительном праве партий на формирование избирательных комиссий, без участия исполнительной власти («Справедливая Россия»), ограничение числа наблюдателей от каждой партии и кандидата на УИКе до пяти (КПРФ), новые правила использования портретов и цитат лидера партии в агитации (ЛДПР). Гражданское общество ожидает, что закон об «иностранных агентах» будет отредактирован: после многочисленных дискуссий с правозащитниками президент поручил уточнить расплывчатый термин «политическая деятельность» в определении «агентов». Пока, однако, такого законопроекта никто не вносил.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Новая» спросила политологов об их ожиданиях на новую сессию Думы
Дмитрий Орешкин считает, что политические перемены не будут привлекать особенного внимания избирателей, стремительно беднеющих из-за кризиса, а значит, власть может спокойно вводить новые ограничения.
«То, что нам кажется репрессивным, абсолютно безразлично для 86% населения. Вот если повысят цену на автобус, это заметят. «Я же не собираюсь ходить на демонстрации и сидеть в тюрьме», — думает обычно человек. Недовольство могут вызвать высокие цены в магазинах, на услуги ЖКХ, задержки с выплатой зарплат. А на законы люди привыкли не обращать внимания, потому что у нас смешались представления о законодательной, исполнительной и судебной власти — все замыкается на Путине.
Задача Кремля — удержаться у власти. Это будет год цензуры — зря, что ли, приняли этого орла в советники президента по интернету (Герман Клименко, владелец LiveInternet — А.Б.)? Но слишком одиозная законодательная деятельность приутихнет, потому что у Думы есть три избирателя: Кремль, региональные начальники и собственно население. В прошлом году депутаты бежали взапуски, предлагая все более драконовские законы, чтобы их заметил Кремль, и между делом лоббируя интересы своего бизнеса и своего региона, чтобы получить поддержку местной власти. Четыре года из пяти они обслуживают Кремль и региональное начальство, но когда до выборов меньше года, депутаты вспоминают про третьего избирателя и стараются лишний раз его не раздражать. Поэтому совсем уж драконовские законы принимать не будут — они и так уже приняты. Теперь будут принимать популистские.
Дума — это градусник, который меряет температуру в Кремле. Путин ведет себя все агрессивнее, поскольку он не понимает, что происходит в стране. Важно, чтобы каждый чувствовал себя на крючке — больше ничего не остается, когда власть уже не может улучшить экономическую ситуацию и купить лояльность населения».
Екатерина Шульман, доцент Института общественных наук РАНХиГС, считает, что главным событием сессии станет принятие бюджета.
«Законотворческий процесс — дело долгое, и часто принятие закона продолжается тогда, когда политический тренд, побудивший его вносить, уже сменился или стал неактуален. Основной темой будут не запреты — это все доделки ранее внесенных инициатив — а изменения в только что принятом федеральном бюджете на 2016 год и торговля с правительством по этому поводу. Изменение экономических условий заставляет пересматривать социальные обязательства государства и искать новых источников доходов взамен выпадающих. С другой стороны, нельзя позволить себе слишком раздражать избирателя перед выборами. Вот в этом коридоре между страхом и необходимостью и будет происходить думское законотворчество-2016.
У действующих депутатов будет большой соблазн оставить все самое неприятное новому созыву, который изберется в сентябре — даже если кадровый состав его не так сильно будет отличаться от созыва нынешнего. Обратите внимание на проект Минсельхоза об изъятии земель, о котором говорил президент в послании федеральному собранию — он запланирован к внесению в Думу в августе, и он достанется уже VII Думе. По той же причине приближающихся выборов удивительных депутатских инициатив будет все больше: значительную часть из них не то, что не успеют обсудить, а даже никто и не внесет. Нужно отличать законотворческий шлак от проектов, имеющих внятные шансы на прохождение.
Увеличения штрафов, пеней и платежей всех видов будут обязательно — собственно, основной идеей новой версии КоАП и является увеличение штрафов за любые правонарушения, а кодекс предстоит обсудить и принять в новую сессию.
Из новостей репрессивного законодательства стоит следить за поправками в закон об НКО: если Минюст и СПЧ договорятся (или Минюст продавит свою позицию) о формулировке «политической деятельности», то в закон могут быть внесены поправки. «Закон садистов» довольно сильно переписывают ко второму чтению — если он и будет принят в этом созыве, то в достаточно измененном по сравнению с первоначальной версией виде».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68