СюжетыКультура

Говорить от себя

10 декабря открылся «Сталкер» — международный фестиваль фильмов о правах человека

Этот материал вышел в номере № 137 от 11 декабря 2015
Читать
10 декабря открылся «Сталкер» — международный фестиваль фильмов о правах человека

Год от года сама идея фестиваля выглядит все более утопической. Законы, которые должны быть обязательны «для великих и малых», своей силой, как верно подметили древние, обязаны нравам. А с нравами у нас сейчас кризис почище, чем с экономикой.

Возможно, поэтому «Сталкер» традиционно сосредоточен не столько на самом кино, сколько на героях нашего негероичного времени. Скромных тружениках будней, жизнью доказывающих право на достоинство. Не застрахованных от ошибок. Но и не перекладывающих на чужие плечи личную ответственность за происходящее в стране. Напротив, сама история страны укладывается в линии судьбы на ладонях их вроде бы частных биографий.

«Новая» — о некоторых героях «Сталкера».

«Волшебный комсомолец»Анны Булгаковой. Вахтанговцу Дмитрию Консовскому предрекали блестящее будущее. Талант, античная внешность. Звезда кинофабрики «Межрабпомфильм». В середине тридцатых он виделся символом советского рыцаря со значком ГТО. Кому ж, как не ему, играть волшебного комсомольца Гришу Фокина, человека-мечту, в грядущем поэтическом шедевре Абрама Роома «Строгий юноша» по сценарию Юрия Олеши. «Это тип юноши, — повторял Олеша, — каким мы мечтали стать, когда были молодыми».

Но после убийства Кирова начинающий актер попадает в мясорубку ГУЛАГа. И его лицо с веснушками уже украшает не актерский отдел студии, а личное дело. Это фотопробы — на казнь. Новая эра отменяла тонкие игры «душевных соцветий» метафорической поэтики Роома. В «красном квадрате», портретирующем нового человека, не было места полутонам. Но до последнего дня «строгий юноша» (между прочим, родной брат Алексея Консовского, сыгравшего Принца в фильме «Золушка») оставался верным себе. Доказательством тому — листы следственного дела. Безумный храбрец даже в аду под Ухтой публично называл ГУЛАГ фабрикой мертвецов, говорил, что страной правит группка меньшинства, объявлял голодовку. Фильм становится притчей о величии человека на пороге смерти. Став воплощением романтических героев, жертвующих собой ради других, он сам стал таким героем.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Васенин»Андрея Григорьева. История жизни Николая Васенина похожа на приключенческий бестселлер. Русский солдат после побега из фашистского плена стал героем французского Сопротивления. И вот 94-летний ветеран, единственный русский кавалер ордена Почетного легиона, едет во Францию, в город Сен-Сорлен, где принято решение назвать его именем улицу. Полгорода собирается его чествовать. Его здесь помнят, показывают фото. «Как, как вы сберегли все это?» — спрашивает растроганный старик детей своих соратников. «Потому что мы любим вас».

В этом городке и могила Жанны Моно, с которой у него был роман 70 лет назад. До встречи она не дожила всего пару месяцев. Во время путешествия в прошлое Васенин вспоминает, как с винтовкой шли на танки, как на рассвете мира его встретила родина. Как вырывали с мясом медаль «За отвагу» и ордена, как унижали и пытали. В 1945-м Николай Васенин был приговорен к 15 годам лагерей — вместе с 233 тысячами военнопленных, осужденных за измену, был отправлен в лагерь. Но только сейчас, в конце этого самого важного путешествия в его жизни, слабым от времени голосом он ставит точку в судьбе своей и миллионов солдат, выживших и погибших: «Теперь мы забыты».

«13 ночей» Бориса Караджева. 3 июня 1934 года «административно-высланный» поэт Осип Эмильевич Мандельштам в сопровождении своей жены Надежды Яковлевны был доставлен под чекистским конвоем на пристань уральского городка Чердынь. Та ссылка длилась две недели, 13 ночей. Но оставила неизгладимый след в его поэзии. Фильм является психологической реконструкцией ссылки «административно-высланного №1044». Чтение стихов Мандельштама людьми, чья судьба связана с этим городом, монтируется с воспоминаниями Надежды Мандельштам, с документами по делу, меланхолическими пейзажами Чердыни («О, этот медленный одышливый простор…»). И постепенно сам восхитительный и магнетичный пейзаж становится контрапунктом к уже намеченной пунктиром трагической судьбе поэта.

«Вождем буду я!» Андрея Осипова, очередной фильм цикла «Звезды Серебряного века», посвящен Валерию Брюсову… Поэт-символист, овеянный скандальной славой, «демон мысли», «гений страсти», «ангел печали». Как могло случиться, что он стал первым советским цензором, участником самых начальных идеологических притеснений поэтов? И отчего померкла звезда Серебряного века нашей литературы? Фильм как архивное изыскание. Множество малоизвестных фактов, позволяющих взглянуть на личность Брюсова по-новому. К примеру, авторы рассказывает про одну страсть, объединяющую поэтов Серебряного века: Брюсова, Цветаеву, Волошина, Белого. Страсть к синематографу. Новое искусство обещало возможность нового диалога с миром. Брюсов и сам писал сценарии, сохранилось даже несколько фильмов. Андрей Осипов — один из самых литературоцентричных авторов в нашем документальном кино. В 1997-м вместе с Одельшой Агишевым на студии «Риск» они сняли «Голоса» о Максимилиане Волошине. Затем появилась картина «Охота на ангела» о судьбе Андрея Белого, «Страсти по Марине» о Марине Цветаевой. «Мы рассказывали историю Брюсова, — говорит Андрей Осипов, — но многие темы, затронутые и Агишевым, и мной, опираются на то, что происходит в стране, с нами. Мы делали этот фильм о сегодняшнем дне».

«Упрямец Хуциев» Андрея Осипова — портрет режиссера, каждая работа которого становилась вехой в истории отечественного кино. Фильмами, в которых прорастало само время. Воздух — субстанция неуловимая… Но не для Хуциева, создателя собственного поэтического пространства. Для него кино еще и прямая речь. «Никто не знает, — говорит Марлен Мартынович, — что я являюсь автором формулы «Остановиться, оглядеться». Был симпозиум в Питере, меня стали упрекать за замедленность действия в моем кино. «Ну да, — сказал я, — такое нынче время на дворе, все спешат, несутся без оглядки. Но иногда полезно остановиться, оглядеться». И почти физически почувствовать — пережить неповторимость, неизгладимость мгновения на экране. В этом фильме есть такой эпизод. Убеленный сединами мастер сидит в маленьком кинозале и смотрит хронику. Там, на экране, молодой режиссер Хуциев дает указания актерам фильма «Застава Ильича», предлагает им забыть на время текст. И оставаясь на позициях героев, говорить «от себя». Потом молодой Хуциев смотрит в камеру, словно вглядываясь в себя… десятилетия спустя. Помахивая рукой, что-то беззвучно говорит. И понимаешь, что эта встреча героя с самим собой — основа чуть ли не всех его фильмов. Тех самых, в которых — скрытая правда о времени, предвидение тревог и боли, которых современники еще не чувствуют в силу ограниченности слуха, зрения, понимания. А фильмы Хуциева обладают особым видением, проникающим внутрь реальности, за горизонт конкретной биографии героя. В метафизику чувств современника. Когда Ромм посмотрел «Заставу Ильича», он словно другими глазами увидел молодого режиссера: «Марлен, вы оправдали свою жизнь».

P.S.На «Сталкере» запланирована большая программа игрового кино. В ней картины, о которых спорят, фильмы с авторским почерком, которые обидно пропустить:

«14+» Андрея Зайцева, «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, «Инсайт» Александра Котта, «Чайки» Эллы Манжеевой, «Ангелы революции» Алексея Федорченко, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе.

Бесплатные билеты — на сайте фестиваля: http://stalkerfest.org

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow