СюжетыСпорт

Кисло и в молоко

На старте биатлонного сезона у женской сборной — полный провал, у мужской — привычное огорчение

Этот материал вышел в номере № 136 от 9 декабря 2015
Читать
На старте биатлонного сезона у женской сборной — полный провал, у мужской — привычное огорчение
Старший тренер мужской сборной России Рикко Гросс считает, что его подопечные — в нормальной форме Фото: РИА Новости
Старший тренер мужской сборной России Рикко Гросс считает, что его подопечные — в нормальной форме
Фото: РИА Новости

Зима спортивная, не в обиду другим снежно-ледовым дисциплинам, начинается с биатлона. Во всяком случае телеболельщики привыкли к тому, что настоящий драйв приходит не вместе с первыми сообщениями с конькобежных арен или с горнолыжных склонов (про хоккей молчу — он вообще всепогоден, под крышей можно хоть все лето играть), а в тот момент, когда на стрельбище под гул трибун один за другим выкатываются стреляющие лыжники. Фавориты Кубка мира известны, все звучные имена на слуху, но большие ставки на победу того или иного лидера биатлону противопоказаны, а всегда непредсказуемый стык гонки и стрельбы обещает главное — отсутствие скуки.

Нынче в шведском Эстерсунде тоже начали очень весело. Ну кто мог предположить, что феноменальный «дедушка» Оле Эйнар Бьорндален, которому в январе стукнет 42 года, в классической и труднейшей индивидуальной гонке не промахнется ни разу и привезет второму призеру почти полминуты отрыва, а у женщин в аналогичной дисциплине с таким же нулем промахов с лучшим временем финиширует итальянка Доротея Вирер? Кто, кроме специалистов, мог вообще знать устроившегося после Эстерсунда на третьем месте в общем зачете Кубка мира француза Кантена Фийона-Майе? Кто мог ожидать, что пропустившая год, начавшая тренироваться только весной и самостоятельно украинка Ольга Пидгрушная дважды взойдет на пьедестал почета, а безвестная итальянка Федерика Санфилиппо в спринте уступит только знаменитой чешке Габриэле Соукаловой?

Понятно, чего и кого не хватает в перечне. Продолжатели славных традиций отечественного биатлона в последние годы на старте сезона если и добавляют драйва, то в основном со знаком «минус». На этот раз успехи ограничились третьим местом Алексея Волкова в индивидуальной гонке, а также попаданием в десятку Дмитрия Малышко и Евгения Гараничева в гонке преследования. Главная надежда российского биатлона Антон Шипулин, которому прочили соперничество с самим Мартеном Фуркадом, побывал на финише трех дистанций и в середине третьего десятка, и в начале четвертого, и в середине второго.

Но выступление лидера и всей мужской сборной не подходило под категорию абсолютного провала — скорее его можно было оценить словосочетанием «привычное огорчение», однако и не без некоторых проблесков.

Другое дело — женская часть сборной, тут даже завзятые оптимисты развели руками: провал получился полный, с немыслимыми промахами на стрельбище и жалким ходом на лыжне, занятыми местами в лучшем случае в третьем десятке, но в основном ближе к концу. По результатам спринтерской гонки в число 60 участниц гонки преследования попали лишь две россиянки (такое же число делегировали Казахстан и Китай) — Ольга Подчуфарова и Екатерина Шумилова. На сегодня они в общем зачете Кубка мира не входят и в 25 лучших, и такого старта в истории российского биатлона не было еще никогда.

Биатлон — вид выставочный, эталонный, не имеющий себе равных по популярности, да еще с очень мощными победными традициями. В постсоветские времена длительные провалы случались со всеми зимними видами спорта, и стабильнее всех выглядел именно биатлон, державший марку почти до конца «нулевых». Несмотря на видимую потерю статуса, в России его по-прежнему позиционируют как топ-вид — соответственно и раскрутка, и траты, и вполне искренние переживания за его судьбу. Может быть, больше по инерции, но спрос с биатлона — особый.

И это еще не самое худшее. Лучше так, чем никак.

За последние годы вытащить российский биатлон из болота, в которое он все больше погружался, пытались разные люди и разными способами. Укреплялась и улучшалась материальная база, расширялась инфраструктура, изживались попытки выигрывать за счет применения запрещенных средств, появлялись новые таланты — но «на выходе», то есть на элитном уровне, все оставалось по-прежнему, если не хуже год от года. Пятилетка «эффективного менеджмента» Михаила Прохорова и Сергея Кущенко помимо достижений в продвижении биатлона ознаменовалась непрерывной перетасовкой тренерских кадров сборной, сменой методик и концепций.

Опереться пытались и на представителей отечественной школы, и на зарубежных специалистов, кому-то, как немецкому специалисту Вольфгангу Пихлеру, по сути давали карт-бланш, кто-то и сезона не дорабатывал, но не получалось главного — прорыва. Хотя состав мужской команды (да и женской, до того как закончила выступать Ольга Зайцева) по своему потенциалу в каждом отдельном сезоне не только не уступал, а в чем-то и превосходил главных конкурентов. Тем не менее отдельные успехи не отменяли отсутствия стабильности и ставших привычными провалов на чемпионатах мира и Олимпиадах — в Сочи-2014 золотая и серебряная эстафетные медали были взяты «на флажке».

Послеолимпийский сезон принципиально ситуацию не изменил — хотя и руководство, и тренерский штаб уже вполне соответствовали традиционным представлениям и вообще декларировалось «возвращение к истокам». Да, лучший из наших биатлонистов Антон Шипулин бросил вызов самому Мартену Фуркаду в борьбе за Большой хрустальный глобус, но на чемпионате мира Антон вновь не добрался до «золота». Утешением стала лишь сенсационная золотая медаль Екатерины Юрловой.

В межсезонье не без блестяще осуществленной руководством Союза биатлонистов России «операции прикрытия» мужскую команду возглавил знаменитый немецкий биатлонист Рикко Гросс, и реакция на это назначение была неоднозначной. Женская сборная готовилась к сезону под началом Сергея Коновалова, а общее руководство перешло к Александру Касперовичу. Способ подготовки был выбран «лично-командный» (тот же Антон Шипулин давно готовится по своим с тренером Андреем Крючковым планам), никаких тревожных сигналов не поступало, но старт вновь получился обескураживающим.

Понятно, что никто не требовал мгновенного взятия заоблачных высот. Но если полтора десятка элитных спортсменов, обеспеченных всем необходимым, показывают один-единственный приемлемый результат на одной-единственной дистанции, то вопросы неизбежно возникают. Почему сборные, которые финансируются не в пример хуже российской, выглядят не в пример лучше (как женская команда Украины)? Почему у конкурентов каждый сезон «выстреливают» молодые биатлонисты, и где наши в недавнем прошлом сильнейшие юниоры? Почему не пригодившиеся российской сборной спортсменки как правило улучшают результаты, перейдя в стан конкурентов? Чем объяснить провальную стрельбу всей женской команды и рекордную двухминутную (!) паузу Евгения Гараничева на стрельбище в спринтерской гонке? О причинах и экспертами со стороны, и самими тренерами высказываются лишь предположения, зачастую противоположные, самые ходовые — психологический зажим (с чего бы это?), перегруженность, «мы всегда долго запрягаем». И, конечно, все надеются, что дела поправит уже ближайший этап в австрийском Хохфильцене.

Я тоже в этом не сомневаюсь, если отталкиваться от отправной точки под названием «Эстерсунд». Исходя из опыта прошлых сезонов, ближе к середине зимы, придут разовые успехи, и к чемпионату мира в норвежском Холменколлене снова в прогнозах зазвучат бравурные нотки.

Но как бы снова не пришлось в основном болеть за Оле Эйнара Бьорндалена. Он, конечно, того достоин.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow